Институт менеджмента спорта и туризма

Директор Института туризма САКУН ЛЮДМИЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА, доцент Российской Международной Академии туризма

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА СПОРТА И ТУРИЗМА

САКУН ЛЮДМИЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА
доцент Российской Международной Академии туризма

Тел. 202-66-45

Тел./Факс 290-81-30


В соответствии со стратегическими целями и задачами инновационного развития и эффективного кадрового обеспечения отрасли Министерства спорта и туризма Республики Беларусь приказом ректора университета от 26.06.2018 № 429 по согласованию с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь реорганизована структура и переименован Институт туризма в Институт менеджмента спорта и туризма.

Институт менеджмента спорта и туризма

Мобильная структура Института менеджмента спорта и туризма с высоким кадровым потенциалом позволит интегрировать подготовку кадров в системе непрерывного образования в менеджменте спорта, туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения по всем уровням и ступеням высшего образования и диверсифицировать образовательные, туристические, рекреационно-спортивные услуги с учетом запросов государства и в соответствии с международными стандартами.

Сегодня Республика Беларусь является государством с большими спортивными традициями, физическая культура и спорт в которой – безусловные приоритеты национальной государственной политики. Подтверждением тому являются успехи белорусских спортсменов на мировых спортивных аренах, высочайший уровень развития спортивной инфраструктуры, что было многократно подтверждено проведением спортивных мероприятий мирового уровня на достаточно высоком организационном уровне.

Однако, экономический эффект от проведенных спортивных событий, как правило, отрицательный, то есть общие затраты на проведение кратно превышают уровень финансовых поступлений и высокий потенциал данных событий остается нереализованным. Существуют очевидные проблемы и в области управления спортивным резервом, деятельности лиг и ассоциаций, управления клубами, федерациями.

Одной из причин подобной практики является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров для спортивной индустрии.

В настоящее время подготовка управленческих кадров для спорта реализуется на уровне отдельных кафедр (в БГУФК – кафедре менеджмента спорта и туризма), между тем, масштаб стоящих перед отраслью задач со всей очевидностью предполагает наличие структуры более высокого организационно-управленческого уровня.

В современном мире спорт и туризм зачастую рассматривают в качестве элементов единой спортивно-туристской индустрии. Следует отметить, что в данной связке спорт выполняет маркетинговые, престижные, организационные функции, а туризм обеспечивает экономический базис, поскольку доходы от продажи собственно спортивного зрелища даже в отношении наиболее успешных спортивно-событийных проектов не могут компенсировать затрат на их организацию. Лишь туристические расходы, а также основанные на туризме сателлитные эффекты могут обеспечить приемлемую рентабельность крупномасштабных спортивных форумов.

Таким образом, проведение спортивных мероприятий должно быть теснейшим образом связано с деятельностью всей индустрии туризма и гостеприимства, управляться на основе единых методологических подходов. Описанное не в меньшей степени относится к организации деятельности профессиональных лиг, спортивных клубов, команд.

Ивент-менеджмент (событийный менеджмент), менеджмент дестинаций (территориальный менеджмент) традиционно находятся в сфере компетенции специалистов туристической индустрии, при этом, на основе технологий, выработанных в рамках данных управленческих практик реализуется как управление спортивными событиями, так и управление городами – центрами спортивных мероприятий (Город – столица Олимпийских Игр, ЧМ и т.п.).

Таким образом, объединение исследователей, педагогов, специалистов-практиков из сферы туризма и гостеприимства и менеджмента спорта могут дать значительный синергический эффект и существенно повысить качество научно-педагогической, научно-исследовательской и практической деятельности.

Особенности структуризации

Создание Института менеджмента спорта и туризма поднимет статус подготовки управленцев на новый уровень, поскольку даже качественная работа на уровне отдельной кафедры (менеджмента спорта и туризма) в связи с ресурсными, кадровыми, организационными ограничениями не может обеспечить требуемой отраслевой динамики. Кроме того, создание института устранит очевидное дублирование образовательных и научно-методических функций в части подготовки менеджеров туризма на кафедре менеджмента спорта и туризма и образовательных структурах Института туризма.

Подобная структуризация системы подготовки характерна для мировой системы высшего образования. Так, в одном из ведущих образовательных центров США по данному направлению — университете Темпл, Филадельфия, США выделен отдельный институт – Школа Менеджмента Спорта, Туризма и Гостеприимства, (School of Sport, Tourism and Hospitality Management) в рамках которого реализуются бакалаврские, магистерские и докторские программы, в том числе: бакалавр наук в спортивном и рекреационном менеджменте (Bachelor of Science in Sport and Recreation Management); бакалавр наук в менеджменте туризма и гостеприимства (Bachelor of Science in Tourism and Hospitality Management); магистр наук в сфере спортивного бизнеса (Master of Science (MS) in Sport Business); магистр наук в сфере менеджмента туризма и гостеприимства (Master of Tourism & Hospitality Management (MTHM). В государственном университете Иллинойса выделен департамент рекреации, спорта и туризма (Recreation, Sport and Tourism), аналогичные объединённые вузовские структуры существуют в Испании, Швейцарии, Австралии и других развитых странах, структурное объединение спорта и индустрии туризма и гостеприимства является характерным для учреждений высшего образования всего пространства бывшего СССР.

Предлагаемая структура Института менеджмента спорта и туризма является оптимальной как с точки зрения отраслевой стратегии, так и с научно-методических, организационно-педагогических и функциональных позиций. В рамках предлагаемой оптимизированной структуры, работающей в основном на внебюджетной основе, будут обеспечены подготовка кадров на первой, второй ступенях высшего образования на факультете менеджмента спорта, туризма и гостеприимства; переподготовка на уровне высшего образования, повышение квалификации, стажировка, автоматизированная профессиональная тестовая аттестации на кафедре непрерывного образования в спорте и туризме; проведение практики, стажировки студентов, магистрантов, слушателей, формирование, продвижение, реализация на международном уровне собственных туристско-экскурсионных туров, рекреационно-спортивных услуг в туристическом центре.

Кафедры и специальности

На факультете менеджмента спорта, туризма и гостеприимства (под руководством декана), включающем выпускающие кафедры, будет осуществляться подготовка специалистов на первой и второй ступенях высшего образования на бюджетной и платной основах, в дневной и заочной формах получения образования.

На кафедре менеджмента спорта будет осуществляться подготовка на первой ступени по специальностям в соответствии с ОКРБ 011-2009:

1-88 02 01 «Спортивно-педагогическая деятельность» по направлению 1-88 02 01-02 «Менеджмент в спорте» с присвоением квалификации «Менеджер в спорте. Преподаватель физической культуры»;

1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность» по направлению 1-89 02 01-02 «Менеджмент в туризме» с присвоением квалификации «Менеджер по туризму. Преподаватель физической культуры».

С 2019/2020 учебного года планируется подготовка на второй ступени высшего образования по специальности 1-26 81 02 «Инновационный менеджмент» с присвоением квалификации «Магистр управления».

На кафедре менеджмента туризма и гостеприимства будет осуществляться подготовка на первой ступени высшего образования по специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» по специализациям (профили) в соответствии с ОКРБ 011-2009:

1-89 01 01 01 «Технологии формирования и продвижения туристических услуг»;

1-89 01 01 02 «Информационные технологии туристической индустрии»; 1-89 01 01 03 «Логистика в туристической индустрии»;

1-89 01 01 05 «Технологии транспортного сервиса туристов» с присвоением квалификации «Специалист в сфере туризма и гостеприимства» и на второй ступени высшего образования по специальности 1-89 81 01 «Управление инновационными проектами в туристической индустрии», с присвоением степени «Магистр управления».

На кафедре социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве будет осуществляться подготовка на первой ступени высшего образования по специальности «Туризм и гостеприимство» по специализациям (профили) в соответствии с ОКРБ 011-2009:

1-89 01 01 04 «Технологии социокультурного сервиса туристов»;

1-89 01 01 08 «Технологии экскурсионно-сопроводительного сервиса туристов» с присвоением квалификации «Специалист в сфере туризма и гостеприимства».

На кафедре спортивного туризма и технологий в туристической индустрии будет осуществляться подготовка на первой ступени высшего образования по специальностям в соответствии с ОКРБ 011-2009:

1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность» по направлению 1-89 02 01-01 «Спортивный и рекреационный туризм» с присвоением квалификации «Инструктор-методист по туризму. Преподаватель физической культуры»;

1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» по специализациям (профили):

1-89 01 01 06 «Технологии сервиса питания туристов»; 1-89 01 01 07 «Технологии сервиса размещения туристов»;

1-89 01 01 09 «Технологии сервиса оздоровления и лечения туристов».

Кафедра непрерывного образования в спорте и туризме в подчинении директора Института менеджмента спорта и туризма будет обеспечивать:

> переподготовку на уровне высшего образования по специальностям в соответствии с ОКРБ 011-2009:

1-89 02 71 «Менеджмент туристской организации» с присвоением квалификации «Менеджер»;

1-89 02 72 «Туроператорская и турагентская деятельность» с присвоением квалификации «Менеджер»;

1-89 02 73 «Лингвистическое обеспечение туристского продукта» с присвоением квалификации «Гид-переводчик»;

1-89 02 74 «Спортивно-туристская деятельность» с присвоением квалификации «Методист-менеджер» (с указанием вида спортивного туризма);

1-89 03 71 «Менеджмент туристской индустрии» с профилем «Менеджмент спортивной индустрии» с присвоением квалификации «Менеджер»;

1-89 03 72 «Социокультурное обеспечение туристской деятельности» с присвоением квалификации «Культуролог-аниматор»;

1-89 02 75 «Туристско-оздоровительная деятельность» с присвоением квалификации «Методист-менеджер;

> повышение квалификации должностей служащих, занятых в туристической, спортивной индустрии: начальники, специалисты областных управлений по спорту и туризму; начальники, специалисты районных, городских отделов по спорту, образованию, туризму; директоры туристических, спортивных организаций; менеджеры в спорте; менеджеры в туризме; специалисты в туризме; инструкторы-методисты в туризме, Wellness, SPA-индустрии; экскурсоводы, культурологи-аниматоры, руководители туристических групп, маркетологи, администраторы предприятий индустрии гостеприимства (размещение, питание, развлечение, санаторно-курортные учреждения и др.), логистики, хозяева агроусадеб и др.

> межкурсовые мероприятия: проблемно-тематические курсы, семинары, тренинги, авторские курсы, консультации, конференции, «введение в должность» и др.

> автоматизированная профессиональная тестовая аттестация экскурсоводов, гидов-переводчиков (АСПА).

Туристический центр

Туристический центр Института менеджмента спорта и туризма будет обеспечивать:

  • практику и стажировку студентов, магистрантов и слушателей (в том числе международную) по формированию и продвижению туристической продукции, рекреационно-спортивных, образовательных услуг;
  • информационные технологии туристической, спортивной индустрии в системе «on-line» (резервирование, бронирование, интернет-маркетинг);
  • экскурсионно-сопроводительный сервис профориентационных, культурно-спортивных, международных мероприятий в университете;
  • создание научно-образовательно-производственного комплекса для интеграции и продвижения спортивных, туристско-рекреационных, образовательных услуг, инновационных проектов.

Объем оказываемых услуг туристическим центром ежегодно планируется 80 000-100 000 BYN.

Перспективные направления работы и новые специальности

В 2018/2019 учебном году планируется разработка нормативного, правового, методического и программного обеспечения новых специальностей по всем уровням и ступеням непрерывного образования в области менеджмента спорта, туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения с учетом модернизации системы специальностей в рамках вступления Республики Беларусь в Болонский процесс и внедрении ОКРБ 011-20ХХ.

Новые специальности будут охватывать подготовку спортивных менеджеров по следующим приоритетным направлениям:

  • Первая ступень высшего образования

Группа специальностей: 6-05-1015 «Спортивная и фитнесс-индустрия»

Специальность 6-05-1015-01 «Спортивная и фитнесс-индустрия» (проект) с присвоением степени «Бакалавр» и квалификации «Специалист в спортивной и фитнесс-индустрии»

Направления профилизации: Спортивные события Спортивные сооружения Спортивные организации Спортивный отбор и резерв Фитнесс-индустрия

  • Вторая ступень высшего образования (магистратура)

Специальность углубленного высшего образования (магистратуры) 7-06-1015-01 «Спортивная и фитнесс-индустрия» (проект) с присвоением степени «Магистр в спортивной и фитнесс-индустрии»

Профили в составе специальности: «Менеджмент по спортивному отбору и резерву» «Менеджмент спортивных сооружений» «Wellness-менеджмент» «Менеджмент спортивных мероприятий» «Менеджмент спортивной организации»

  • Переподготовка на уровне высшего образования

Группа специальностей: 0-09-1015 «Менеджмент спортивной и фитнесс-индустрии».

Квалификация «Менеджер» Специальности:

0-09-1015-01 «Менеджмент спортивных событий»

0-09-1015-02 «Менеджмент спортивных сооружений»

0-09-1015-03 «Менеджмент спортивных организаций»

0-09-1015-04 «Менеджмент по спортивному отбору и резерву»

0-09-1015-05 «Менеджмент фитнесс-индустрии»

  • Автоматизированная профессиональная аттестация менеджеров и специалистов спортивной индустрии

Выпускники училищ Олимпийского резерва (УОР) должны иметь более значительный спектр возможностей для поступления в учреждения высшего образования на особых условиях, при этом планируемая к открытию специальность «Спортивная и фитнесс-индустрия» может существенно расширить данный набор возможностей.

Выпускники УОР уже имеют образование по специальности «Физическая культура», имеют возможность работать в должности тренера-преподавателя и могут быть заинтересованы в получении новых знаний и расширении спектра профессиональных перспектив.

Предлагаемые направления профилизации в рамках специальности «Спортивная и фитнесс-индустрия» охватывают основные направления спортивной индустрии, однако не исключают универсального характера специальности, позволяющей работать как при организации спортивных событий, управлении спортивными организациями, так и в управлении спортивным резервом вне независимости от выбранного профиля. При этом организационно профилизация реализуется посредством дисциплин по выбору, специализированных модулей и подготовки курсовых (дипломного) проектов.

При замещении направлений специальностей, открытии новой специальности, расширении набора, потребуется модификация организационной структуры Института менеджмента спорта и туризма с увеличением набора и выпуска спортивных менеджеров, например, создание в структуре института кафедры технологий в спортивной и фитнесс-индустрии.

Кафедра менеджмента спорта, в свою очередь, будет обеспечивать подготовку по управленческому блоку дисциплин специальности «Спортивная и фитнесс-индустрия» и организацию образовательного процесса в рамках общеуниверситетских дисциплин всех спортивных факультетов университета (общее количество единовременно обучающихся по каждой дисциплине – около 400 человек).

Основные задачи управления качеством образовательного процесса и содержания образования

1. Сформировать и укрепить позиции Института менеджмента спорта и туризма как ведущего подразделения в отрасли Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, интегрироваться в международные образовательные системы в качестве полноценного участника, включая европейский рынок.

2. Обеспечить непрерывность и преемственность образования на всех уровнях, реализацию системы многоступенчатого высшего образования через интеграцию учебных планов среднего специального, высшего, дополнительного образования взрослых.

3. Разработать и внедрить нормативное, правовое, методическое обеспечение новых специальностей в области менеджмента спорта, туризма и гостеприимства с учетом модернизации системы специальностей и квалификаций в рамках вступления Республики Беларусь в Болонский процесс, в том числе через Научно-методический совет Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры Министерства образования Республики Беларусь.

4. Сформировать современную материально-техническую базу для обеспечения эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности, как собственную, так и посредством тесной интеграции с ведущими предприятиями спортивной, туристической индустрии (в том числе сетевые).

5. Развивать научно-исследовательскую деятельность, расширять участие в международных исследовательских проектах, грантах, выполнении хозрасчетных тем в рамках государственных программ развития отрасли.

6. Обеспечить постоянный рост профессионализма сотрудников института посредством системы повышения квалификации и переподготовки, подготовки научных кадров высшей научной квалификации с учетом тенденций инновационного развития образования, развития спортивной, туристической индустрии.

7. Развивать практику обмена студентами и преподавателями с зарубежными учреждениями высшего образования, организации зарубежных практик и стажировок в учреждениях образования и науки, на ведущих предприятиях сферы спорта, туризма и гостеприимства.

8. Совершенствовать образовательный процесс на основе рационального применения мультимедийных обучающих средств, внедрения образовательных и коммуникационных Интернет-технологий, в том числе технологий e-learning (дистантного обучения), в перспективе закрепление за системой e-learning статуса самостоятельной формы образовательной деятельности.

9. Повысить качество подготовки специалистов по иностранным языкам за счет: внедрения современных образовательных технологий изучения иностранных языков, введения языковой практики, активного внедрения обучения дисциплин учебного плана (модулей) на иностранном языке, в качестве перспективной формы можно рассматривать организацию летних иноязычных спортивных, туристических, управленческих школ с привлечением иностранных студентов и специалистов.

10. Интенсивно интегрироваться в реальный сектор экономики, сферу спорта, туризма и гостеприимства, активно привлекать представителей ведущих компаний отрасли к участию в образовательном процессе, организации практик, отбору, профессиональной ориентации студентов и слушателей.

11. Концентрация в Институте менеджмента спорта и туризма подготовки специалистов по всем видам и функциональным направлениям в менеджменте спорта, туризма и гостеприимства.

12. Развитие системы внеучебной активности студентов и преподавателей за счет создания клубов по интересам, в том числе развитие волонтерского движения (спортивные волонтеры).

13. Разработка и внедрение автоматизированных систем профессиональной аттестации менеджеров и специалистов спортивной и туристической индустрии.