RU | BY | EN | 中文

Ученые БГУФК изучают механизмы улучшения физических качеств детей-инвалидов по слуху для занятий легкой атлетикой

Для детей с нарушением слуховой функции характерна высокая мотивация достижения насыщенного, эмоционально окрашенного образа жизни. Часто это происходит за счет спорта. Но такое стремление всегда сталкивается с недостаточным уровнем физических, прежде всего – двигательных качеств.

С конца 2018 года специалисты лаборатории функциональной диагностики и восстановительных технологий (ЛФДиВТ) центра научной и инновационной деятельности во главе с кандидатом медицинских наук Дмитрием Константиновичем Зубовским работают над этой проблемой.

Актуальность проблемы

Программы по физической культуре для спецшкол-интернатов не формируют у детей-инвалидов по слуху физические качества на уровне спортивной подготовки. В то же время тренеры спортивных школ не всегда имеют необходимых навыков работы с такими детьми. Тем не менее, включение их в совместные со здоровыми сверстниками занятия спортом – один из путей обеспечения равенства возможностей и прав детей-инвалидов.

Аудиовизуальная стимуляция

В медицине и психофизиологии для улучшения психологического состояния применяются сочетанные многоцветные визуальные воздействия и звуковые сигналы в диапазоне естественной биоэлектрической активности головного мозга – аудиовизуальная стимуляция (АВС). В литературе описано применение АВС у высококвалифицированных спортсменов для повышения работоспособности. Исследований по применению АВС с целью улучшения физических качеств детей-инвалидов по слуху для подготовки к тренировочному процессу не выявлено.

Ученые БГУФК предположили, что за счет развития компенсаторных возможностей сенсорных систем методом аудиовизуального тренинга можно добиться улучшения физических качеств детей-инвалидов по слуху.

Цель исследования

Цель исследования – подготовить детей-инвалидов по слуху к занятиям легкой атлетикой путем улучшения физических качеств за счет коррекции их психологического и вегетативного статуса методом аудиовизуального тренинга с помощью аппарата AVS-D.

Программа обследования включает: психофизиологические исследования (свойства нервных процессов, внимания, сенсомоторной готовности и др.); также изучаются биоэлектрическая активность головного мозга, показатели вегетативного баланса и качества функции равновесия; проводится оценка физических качеств.

Исследование проводится на базе ЛФДиВТ и ГУО «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат». В работе участвуют также СДЮСШ «Буревестник» и РНПЦ психического здоровья. Аппарат AVS-D серийно выпускается научно-производственной фирмой ООО «Диполь» (г. Витебск).

Что сделано?

На первом этапе научно-исследовательских работ (2019 год) был разработан технологический регламент применения АВС-тренингов, содержащий сведения о физиологическом и лечебном действии АВС, показания к применению, порядок, режим и безопасные условия проведения процедур, возможные осложнения, правила эксплуатации аппарата AVS-D. Предварительные данные подтверждают исходную гипотезу и указывают на приоритетное использование одного из апробированных режимов для дальнейших АВС-тренингов детей-инвалидов по слуху на 2 этапе выполнения проекта (2020 год).

Лаборатория функциональной диагностики и восстановительных технологий пр. Победителей, 105, УСК «Легкоатлетический манеж», кабинет 334, +375 17 2402649, +375 17 3029340, e-mail: zubovskid@mail.ru


Президент Республики Беларусь
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
Белорусская Олимпийская Академия
Белорусская ассоциация студенческого спорта
Минский городской исполнительный комитет
centr
Национальный правовой портал
Сайт о высшем образовании в РБ для иностранных граждан
Abiturient
Единый портал внешнеторговой деятельности
Молодежь Беларуси
Интерактивная платформа патриотического воспитания
НЦЗиПИ