RU | EN | 中文
eye

Кафедра анатомии

Заведующий кафедрой

КОМАР ЕЛЕНА БРОНИСЛАВОВНА
доцент, кандидат биологических наук

Контактный телефон: +375 17 390 99 84, +375 17 350 63 38

Кабинет: 608


ИсторияСотрудникиОбразовательный процессНаправление деятельностиИдеологическая и воспитательная работа

Год создания кафедры – 1937. История кафедры анатомии начинается с первых дней основания нашего вуза. У истоков ее создания находился ученик заслуженного деятеля науки БССР, академика АН БССР, основоположника ученых школ нашей страны, профессора Д.М.Голуба – кандидат медицинских наук, профессор З.Г.Слободин. Он первым и возглавил кафедру (до 1949 г.) – приложил немало усилий для создания необходимых условий проведения учебного процесса, базы для проведения научных исследований, много труда вложил в создание музея натуральных анатомических препаратов.

Большой вклад в становление и развитие кафедры внесли профессора И.М.Турецкий, Н.М.Быков; доценты Д.С.Рыдлевский, Т.В.Доронина, А.А.Журавская, Е.Д.Гевлич, Г.Ф.Полянский; ассистенты А.Т.Коровиков, М.С.Садкович. Их усилиями был создан музей натуральных анатомических препаратов, функционирующий и сегодня.

В создании материально-технической базы кафедры, совершенствовании методических основ и научных исследований велика роль профессора, доктора медицинских наук В.П.Стрельникова; доцентов, кандидатов медицинских наук В.М.Алашеевой, А.И.Геруса, В.Н.Гаврука, Н.Н.Францкевич, А.И.Дойлидо, О.Б.Башлак, Л.А.Лойко, Г.М.Броновицкой. Лойко Л.А. и Броновицкая Г.М. с большой отдачей трудились на благо университета более 50 лет (Броновицкая Г.М. продолжает свою плодотворную трудовую деятельность и сегодня). Их научные разработки не утратили своей актуальности и в настоящее время и используются при подготовке высококвалифицированных спортсменов, в том числе победителей и призеров чемпионатов Республики Беларусь, Европы, мира и Олимпийских игр. Плодотворный добросовестный труд, профессионализм и творческий подход позволили этим заслуженным педагогам воспитать не одно поколение специалистов в области физической культуры и спорта.

После профессора З.Г.Слободина кафедрой заведовали: профессор, доктор медиинских наук Е.Д.Гевлич (1949–1961 гг.); Т.В.Доронина (1961–1962 гг.); доцент, доктор медицинских наук И.М.Турецкий (1962–1966 гг.); профессор, кандидат медицинских наук Н.М.Быков (1966–1972 гг.); профессор, доктор медицинских наук В.П.Стрельников (1972–2001 гг.); доцент, кандидат медицинских наук А.И.Дойлидо (2001–2003 гг.). Все эти люди трудились исключительно на благо кафедры, прилагали максимальные усилия для обеспечения комфортной работы преподавателям и успешного овладения знаниями студентами.

«Память хранит самое важное – дела наших достойных предшественников, их труд на благо миллионов людей».

С 2003 г. по ноябрь 2019 г. кафедрой руководил доцент, кандидат медицинских наук Г.М.Броновицкая. В период руководства кафедрой ее усилия и инициативность были направлены на сохранение и развитие белорусской анатомической научной школы, совершенствование образовательного процесса путем внедрения новейших технических средств обучения, реставрацию и современное оснащение музея натуральных анатомических препаратов кафедры, который на сегодняшний день является уникальным и престижным для университета, жителей и гостей столицы.

С ноября 2019 г. кафедру возглавляет кандидат биологических наук Е.Б.Комар.

В настоящее время кафедра анатомии представляет собой отдельное структурное подразделение БГУФК.

На данном этапе кафедра анатомии – это команда профессионалов, среди которых как сотрудники со стажем работы более 30–50 лет, так и молодые анатомы, которые, положив в основу знания и опыт старших коллег, сочетают в своей работе достижения современной педагогики и наработки прошлых лет.


Должность ФИО Степень, звание Дисциплины
Заведующий кафедрой Комар
Елена Брониславовна
Кандидат биологических наук, доцент Анатомия
Профессор Мельнов
Сергей Борисович
Доктор биологических наук, профессор Анатомия
Спортивная антропология
Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта
Доцент Банецкая
Нина Васильевна
Кандидат биологических наук, доцент Анатомия
Старший преподаватель Игнатьева Татьяна Николаевна Кандидат медицинских наук, доцент Анатомия
Старший преподаватель Ивашко
Анна Сергеевна
Анатомия
Старший преподаватель Пигуль
Полина Геннадьевна
Анатомия
Старший преподаватель Суворова
Ирина Михайловна
Анатомия
Старший преподаватель Тарасевич
Наталья Руслановна
Анатомия
Преподаватель Болотько
Оксана Ивановна
Анатомия

Учебная дисциплина «Анатомия» изучается в течение I курса и ставит своими целями и задачами дать студентам БГУФК знания по строению человеческого организма, изменениям его органов и систем под воздействием физических нагрузок, подготавливает базу для усвоения других медико-биологических дисциплин и применению полученных знаний для изучения специальных педагогических и спортивных дисциплин. Особое внимание уделяется функциональной миологии и динамической анатомии с учетом специфики университета.

Для облегчения усвоения сложного предмета 4 учебные аудитории, в которых проводятся лабораторные занятия, оснащены наглядным материалом в виде муляжей натуральных препаратов, планшетов, электрифицированных стендов, таблиц. Весь лекционный курс читается на современном техническом уровне с использованием мультимедийной компьютерной графики и анимации.

«Сердцем» любой анатомической кафедры является ее музей. Ценность музея кафедры анатомии БГУФК представляет ряд анатомических препаратов, изготовленных заслуженными сотрудниками кафедры.

Научная деятельность

Преподавателями кафедры написаны методические разработки по всем темам лабораторных занятий и УСР с учетом программных требований учебной дисциплины «Анатомия», что компенсирует дефицит учебных пособий для студентов учреждений высшего образования физкультурного профиля. Созданы учебно-методические комплексы (электронные версии) по учебным дисциплинам кафедры для общего и углубленного высшего образования: «Анатомия», «Спортивная антропология», «Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта».

На кафедре на протяжении многих лет активно работает студенческий научный кружок, деятельность которого направлена на расширение научного потенциала студентов, формирование навыков работы с научной литературой, проведения научных исследований и выступлений с докладами. Организует и качественно проводит работу кружка кандидат биологических наук, доцент Н.В.Банецкая.

 

Преподаватели кафедры являются авторами значительного количества научных трудов и публикаций: С.Б. Мельнов — более 480 (в том числе 8 монографий);  Е.Б. Комар – более 90; Н.В. Банецкая – 110;  Т.Н.Игнатьева — 50; Н.Р.Тарасевич — более 30; П.Г.Пигуль — 20.

Результаты многолетнего опыта преподавания анатомии нашли свое отражение в первых белорусских адаптированных для студентов-спортсменов учебниках «Анатомия человека» (2 части) с грифом Министерства образования Республики Беларусь. Это достижение повлияло на перспективное развитие отечественной анатомической высшей школы. Авторами учебников являются: Броновицкая Г.М., Лойко Л.А., Башлак О.Б., Банецкая Н.В., Комар Е.Б.

Научно-исследовательская работа на кафедре анатомии проводится согласно плану НИР БГУФК на 2021–2025 гг. по теме «Антропогенетические аспекты раннего спортивного отбора».

Коллектив кафедры постоянно работает над оптимизацией и модернизацией образовательного процесса по учебным дисциплинам: «Анатомия», «Спортивная антропология», «Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта», внедряя в практику научные разработки и совершенствуя, таким образом, подготовку высококвалифицированных специалистов общего и углубленного высшего образования.


Международная деятельность

Преподавательский состав кафедры анатомии активно участвует во всех научно-практических конференциях, проводимых как в рамках нашего университета, так и за рубежом (Россия, Украина, Казахстан, Молдова, Польша и др.).

Идеологическая и воспитательная работа на кафедре анатомии БГУФК проводится в рамках государственной политики в сфере воспитания и образования, организована в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы университета и деканата оздоровительной физической культуры, с учетом рекомендаций отдела воспитательной работы с молодежью университета.

 

Воспитательная работа на кафедре организуется заведующим кафедрой и курируется ответственным за идеологическую и воспитательную работу.

Воспитательная работа на кафедре осуществляется по ряду направлений:

  • социальная адаптация студентов к условиям жизни и деятельности в спортивном вузе, требованиям социального и профессионального становления будущего специалиста. Проведение в рамках данного направления информационно-воспитательных бесед со студентами об этических нормах поведения в учебных заведениях, о существующих правилах распорядка и поведения на кафедре и т. д.;
  • формирование и развитие мировоззренческих установок и общественной активности студента, его политической и правовой культуры, самообразование и самовоспитание. Постоянное и своевременное информирование студентов о международных и республиканских мероприятиях, организация участия студентов в общественных мероприятиях;
  • формирование этических и эстетических установок, ценностных ориентаций, дальнейшее развитие общей и профессиональной культуры, совершенствование личности студента.

Воспитательная работа на кафедре включает также: идеологическое, гражданско-патриотическое воспитание студентов; формирование навыков профессиональной деятельности; содействие участию студентов в научно-исследовательской работе; нравственное воспитание; эстетическое воспитание и формирование культуры досуга; правовое воспитание, профилактика асоциального поведения; поликультурное воспитание; формирование культуры здорового образа жизни; экологическое воспитание; работу в общежитиях; трудовое воспитание.

В основе воспитательной работы на кафедре анатомии лежит личный пример преподавателя. Воспитание проводится через учебную дисциплину «Анатомия» согласно принципу: «Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae», что в дословном переводе – «Здесь место, где смерть рада помочь жизни».

Основной задачей воспитательной работы, проводимой на кафедре, является формирование в процессе обучения в университете высококультурной личности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта, ориентированной на усвоение общечеловеческих и национальных ценностей. При этом первоочередная задача всех сотрудников кафедры – оказание помощи студентам-первокурсникам – вчерашним школьникам в их адаптации к новым условиям жизни и учебы в университете. С этой целью преподаватели кафедры на учебных занятиях изучают обстановку, микроклимат и дисциплину в группе, создают здоровую психологическую обстановку в коллективе, а также формируют его целостность, проводят работу по выработке у студентов определенных морально-этических качеств и норм поведения на кафедре и в университете, прививают культуру внешнего вида студента.

Высшая ценность воспитания – это формирование самостоятельности студента. Она связана с интеллектуальной, общественной и моральной активностью студента, умением пользоваться разными источниками знаний, умением работать с литературой, формировать проблемы и решать их. Анатомия человека кардинально не меняется, но меняется объем информации, глубина познания. Формирование мотивации студентов к успешной образовательной деятельности, ответственного отношения к учебе, воспитание потребности к труду, ответственности за качество и степень овладения содержанием учебных дисциплин кафедры, привитие навыков самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной) профессорско-преподавательский состав кафедры проводит регулярно во время лекционных и лабораторных занятий в виде информационных бесед в группах всех факультетов, обучающихся на кафедре: «О специфике изучения учебной дисциплины «Анатомия»; «Роль отечественных ученых в развитии анатомии»; «Этические требования обращения с анатомическими препаратами»; «Правила поведения на кафедре»; «О рациональном распределении времени»; «Алгоритм самоподготовки к учебным занятиям»; «Организация умственного труда»; «Как работать с книгой»; «Как слушать и конспектировать лекции»; «Культура здоровья»; анти-СПИД беседа «Сохрани себя для жизни» и др.

 

Различные цели воспитательной работы преследуются при проведении на кафедре круглых столов и заседаний студенческого научного кружка на разнообразные темы: сохранение и продолжение традиций кафедры – «История кафедры анатомии БГУФК», «Достижения кафедры анатомии»; формирование установки на здоровый образ жизни – «Вредные привычки как разрушители здоровья», «Влияние пирсинга и татуировок на организм человека», «Не погибай по неведению», «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний», «Защити себя от короновируса» и т. д.

Изложение преподавателями учебного материала по учебным дисциплинам кафедры постоянно сопровождается примерами и аналогиями из художественного искусства, приводятся различные исторические факты, отражающие тесную взаимосвязь анатомических терминов и образований с мировой культурой, что позволяет расширить кругозор обучающихся.Для формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни в идеологической и воспитательной работе кафедры анатомии используются информационные стенды и тематические папки, в содержании которых находят отражение директивные документы и символика Республики Беларусь, информация о важнейших общественно-политических событиях страны, выдержки из истории кафедры, структура кафедры, материалы учебно-воспитательного процесса, пропаганда здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Воспитательная работа со студентами и школьниками проводится и в действующем на кафедре Музее анатомических препаратов, который вызывает огромный интерес. Там проходят открытые диалоги о строении тела человека и здоровом образе жизни.

 

Проводимая кафедрой анатомии идеологическая и воспитательная работа имеет системный характер. Продвижение активной жизненной позиции сотрудников кафедры осуществляется путем участия в спортивно-массовых, воспитательных, культурно-массовых и общественных мероприятиях, включенных в план работы кафедры, факультета оздоровительной физической культуры и университета.