RU | BY | EN | 中文

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой

ДВОРЯНИНОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
доцент, кандидат педагогических наук

Контактный телефон: + 375 17 390 99 86

Лаборантская: + 375 17 390 98 53


О кафедреСотрудникиОбразовательный процессНаправления деятельностиИдеологическая и воспитательная работа

Инициатором создания и первым заведующим кафедры реабилитации и нетрадиционных методов оздоровления был доктор медицинских наук А.И.Герус. Затем кафедру возглавила его ученица – доктор педагогических наук Т.Д. Полякова. Энтузиастами развития направления «Нетрадиционные методы оздоровления и реабилитации» были доктор медицинских наук, профессор, академик, Почетный доктор Белорусского государственного университета физической культуры Б.В. Дривотинов; доктор педагогических наук, профессор Т.Д. Полякова; кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Панкова, доктор медицинских наук, профессор И.С. Гулько; кандидат медицинских наук, доцент Н.Л. Дорошевич; кандидат медицинских наук, доцент В.М. Алашеева; старшие преподаватели В.Б. Лошаков и Е.К. Скорняков.

В 1995 году кафедра нетрадиционных методов оздоровления и реабилитации была переименована в кафедру физической реабилитации.

С 1999 года кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Панкова. Она автор более 160 публикаций по проблемам физической реабилитации больных с диагнозами «инфаркт миокарда», «хроническая ишемическая болезнь сердца», «остеохондроз», больных с травмами и повреждениями опорно-двигательного аппарата, а также ряда публикаций по подготовке спортсменов высокой квалификации, специалистов по физической реабилитации и эрготерапии, является членом Международной ассоциации Sport Kinetics». М. Д. Панкова проходила стажировку в Германии и Польше. С 1978 по 1993 год работала научным сотрудником лаборатории реабилитации Белорусского научно-исследовательского института кардиологии, где выполнила диссертационную работу.

Процесс становления кафедры связан с именами известных ученых и специалистов в области медицины, реабилитации, физической культуры и спорта: доктором исторических наук, профессором B.C. Филипповичем; доктором педагогических наук, профессором В.А. Соколовым; кандидатом педагогических наук, профессором В.М. Киселевым; доктором медицинских наук, профессором Э.С. Гиткиной; доктором медицинских наук, профессором Э.И. Зборовским; В.В. Колбановым; И.С. Сикорской;Ю.П. Хейдаровым.

В 2002 году специализация преобразована в специальность «Физическая реабилитация и эрготерапия (по направлениям)». Подготовку специалистов ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, имеющий высокий уровень теоретической подготовки и практический опыт.

За 27-летний период работы на кафедре сформировалась научно-педагогическая школа, руководителями которой являются Т.Д. Полякова и М.Д. Панкова. Основное направление научной деятельности школы – проблема кадрового обеспечения службы реабилитации Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь – инструкторами-методистами по физической реабилитации и инструкторами-методистами по эрготерапии для работы в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, реабилитационных и абилитационных центрах и других учреждениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

На кафедре помимо белорусских обучающихся прошли подготовку иностранные студенты, магистранты и аспиранты из Польши, Ливана, Палестины, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Китая, Ливии, Ирака.

Научно-исследовательская школа поддерживает связи с регионарными университетами.

Международное сотрудничество осуществляется с Институтом спорта (г. Варшава), Академией физического воспитания им. Ю. Пилсудского (г. Варшава), Высшей школой физического воспитания и туризма в Супрасле (г. Белосток), факультетом физического воспитания Познаньской академии физического воспитания (г. Гожув Великопольский), Государственным институтом физической культуры (г. Днепропетровск).

Кафедра решает следующие приоритетные задачи:

  • Подготовка высококвалифицированных кадров для системы здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, сферы социальной защиты;
  • Теоретико-методическое обеспечение системы подготовки специалистов по физической реабилитации и эрготерапии;
  • Пропаганда здоровьесберегающих технологий, внедрение программ физической реабилитации и эрготерапевтической помощи в практику лечебных и лечебно-профилактических учреждений, реабилитационных и абилитационных центров.

Учебные дисциплины, закрепленные за кафедрой

Специальность – «Физическая реабилитация и эрготерапия», профилизация «Физическая реабилитация»:

  • Теоретико-методические основы физической реабилитации и эрготерапии;
  • Основы частной патологии;
  • Физическая реабилитация при патологии внутренних органов;
  • Физическая реабилитация при повреждении опорно-двигательного аппарата и нервной системы;
  • Профессионально-педагогическое совершенствование.
  • Спортивный массаж / Безопасное сопровождение инвалидов (дисциплина по выбору)

Специальность – «Физическая реабилитация и эрготерапия», профилизация «Эрготерапия»:

  • Теоретико-методические основы физической реабилитации и эрготерапии;
  • Основы частной патологии;
  • Эрготерапия в педиатрии;
  • Эрготерапия при инвалидизирующих патологиях;
  • Профессионально-педагогическое совершенствование.
  • Спортивный массаж / Безопасное сопровождение инвалидов (дисциплина по выбору)

Специальность – «Физическая реабилитация и эрготерапия», профилизация «Гидрореабилитация»:

  • Теоретико-методические основы физической реабилитации и эрготерапии;
  • Основы частной патологии;
  • Гидрореабилитация лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов;
  • Гидрореабилитация при различных заболеваниях и травмах;
  • Профессионально-педагогическое совершенствование.
  • Спортивный массаж / Безопасное сопровождение инвалидов (дисциплина по выбору)

Специальности – «Физическая культура»; «Тренерская деятельность»; Организация и управление физической культурой, спортом и туризмом»:

  • Основы физического воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Кафедра осуществляет подготовку специалистов по специальности «Физическая реабилитация и эрготерапия», по трем профилизациям:

  • Профилизация «Физическая реабилитация».Квалификация специалиста: «Инструктор-методист. Преподаватель»
  • Профилизация «Эрготерапия».Квалификация специалиста: «Инструктор-методист. Преподаватель»
  • Профилизация «Гидрореабилитация».Квалификация специалиста: «Инструктор-методист. Преподаватель»

Профилизация «Физическая реабилитация»

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – восстановление утраченных функций и/или их компенсация при невозможности истинного восстановления посредством использования физических факторов, таких как физические упражнения (массаж, биомеханическая стимуляция) и преформированные физические факторы (физиотерапевтические процедуры).

Специалисты по профилизации «Физическая реабилитация» работают в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, реабилитационных центрах, системе образования и в НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь.

Обучение по профилизации «Физическая реабилитация» проводится на дневной и заочной форме получения образования.

Обучение: дневная форма получения образования — 4 года, заочная – 3,5 лет. Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по физической реабилитации. Преподаватель физической культуры».

Профилизация «Эрготерапия»

ЭРГОТЕРАПИЯ – реабилитационная специальность, помогающая людям всех возрастов, имеющих повреждение, болезнь, когнитивные нарушения, отклонения в развитии, трудности в обучении или физические отклонения быть максимально независимыми в повседневной жизни.

Эрготерапия представляет собой терапию посредством занятий (целенаправленной деятельности), направленных на восстановление или компенсацию утраченных функций и независимости у лиц, которые в силу состояния здоровья не могут осуществлять уход за собой, заниматься продуктивной деятельностью и проводить свой досуг.

Специалисты по профилизации «Эрготерапия» работают в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, реабилитационных центрах, системе образования и в НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь.

Решением лечебно-контрольного совета №10 от 30.11.2010 г. «О работе службы лечебной физкультуры» пункт 2.5 во всех отделениях медицинской реабилитации должны быть организованы кабинеты эрготерапии.

Поэтому на сегодняшний день потребность в эрготерапевтах значительно превосходит количество дипломированных специалистов.

Обучение: дневная форма получения образования — 4 года. Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по эрготерапии. Преподаватель физической культуры».

Профилизация «Гидрореабилитация»

ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ – это восстановление или компенсация нарушенных функций организма в условиях и средствами водной среды. Основой гидрореабилитации является применение физических упражнений в воде с целью формирования качественно нового уровня физической реабилитации человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов).

Свобода движений в воде позволяет людям даже с тяжелыми формами инвалидности выполнять упражнения, недоступные «на суше», что ускоряет реабилитацию, социализацию и мотивацию.

Специалисты по профилизации «Гидрореабилитация» работают в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, реабилитационных центрах, системе образования и в НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь.

Обучение: дневная форма получения образования — 4 года. Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по физической реабилитации. Преподаватель физической культуры».

Международная деятельность

Международная деятельность кафедры физической реабилитации ­– одно из важнейших, перспективных направлений развития кафедры.

В деятельности кафедры важное место занимает международное сотрудничество, направленное на становление и развитие связей с высшими учебными заведениями и организациями зарубежных стран в области научно-исследовательской работы и образовательного процесса.

Сотрудники, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты кафедры принимают активное участие в международных научно-практических конференциях и семинарах.

Кафедрой осуществляется также подготовка магистрантов и аспирантов из зарубежных стран – Ирана, Китая  и др.

Идеологическая, воспитательная и волонтерская деятельность

В вузе одной из основных задач воспитательной работы является нравственное воспитание, основанное на принципах активного гуманизма. Нравственное воспитание, как и другие виды воспитательной деятельности, тесно связано с практикой, реальными процессами жизни общества и индивида. Отрыв теории от результатов моральной деятельности людей формирует у обучающихся такие отрицательные качества как лицемерие, демагогия, ханжество. Именно поэтому основным требованием нравственного воспитания является единство слова и дела, обязательность и ответственность в выполнении дел, направленных на благо других людей. При этом процесс воспитания должен быть связан с требованиями целесообразности, здравого смысла и социальной значимостью конкретных дел.

Одним из таких конкретных социально-значимых дел для студенческой молодежи может стать милосердная деятельность, реализующаяся в виде волонтерского движения.

Слово «волонтёр» вошло в нашу жизнь относительно недавно, но уже получило широкое распространение, как впрочем, и само волонтёрское движение. Сферы применения волонтёрского труда очень обширны. Это и экология, медицинская, социальная помощь детям, людям с инвалидностью, престарелым. Волонтеры стали неотъемлемой частью любой Олимпиады, Чемпионата Мира и Европы: они оказывают помощь не только участникам соревнований, официальным лицам и журналистам, но и армии болельщиков, особенно иностранцам.

Из всего этого многообразия волонтерской деятельности на кафедре ФР было выбрано одно стратегическое направление – помощь людям с инвалидностью, а именно:

Помощь в подготовке и проведении благотворительных массовых мероприятий.

  • Оказание систематической практической помощи детям с особенностями психофизического развития
  • Оказание систематической практической помощи людям, испытывающим трудности при передвижении (инвалиды-колясочники, дети с ДЦП и др.)
  • Оказание методической помощи коррекционно-развивающим центрам и др. организациям, работающим с людьми с тяжелыми и \или множественными нарушениями развития
  • Участие в тренингах и обучающих семинарах
  • Помощь в организации и судействе соревнований по адаптивным видам спорта

Показание волонтерской помощи при организации и проведении экскурсий с людьми с инвалидностью

100% студентов дневной формы получения образования кафедры физической реабилитации принимают активное участие в волонтерской деятельности.

Что же дает участие в волонтерской деятельности для студентов…

1. Развитие таких социально-личностных качеств как ответственность, эмпатия, сострадание
2. Развитие профессионально-значимых качеств
3. Расширение круга общения
4. Развитие способностей, не связанных непосредственно с будущей профессиональной деятельностью (коммуникативные качества и навыки личности к адаптации и личностному росту, освоение навыков общения и др.)

Наибольшие традиции организации волонтерской деятельности накоплены на кафедре физической реабилитации, где волонтерское движение существует уже более 15 лет. Уже с первых дней основным в работе волонтеров было постоянное, а не разовое взаимодействие с теми людьми, которые нуждаются в помощи волонтеров.

Кафедрой налажено активное сотрудничество со следующими организациями:

  • Министерством труда и социальной защиты и благотворительным общественным объединением «Мир без границ», в рамках проведения Республиканской спартакиады для воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.
  • Общественным объединением «Белорусское общество инвалидов», общественным объединением «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников». В летний период студенты кафедры оказывают помощь в организации и проведении лагерей активной реабилитации инвалидов-колясочников.
  • Республиканским общественным объединением «Белорусская ассоциация помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам».
  • Городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации №2 Фрунзенского района г.Минска.
  • Территориальным центром социального обслуживания населения Московского района г. Минска (отделение дневного пребывания инвалидов), Территориальным центром социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска (отделение дневного пребывания инвалидов).
  • Учреждением образования «Детский дом №3 г. Минска», где находятся дети дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.
  • Общественным объединением инвалидов «Особый мир», СШ №25 и СШ №9 г.Минска, где организовано интегрированное обучение обычных детей и детей с нарушением функции ОДА.
  • Спортивно-реабилитационным комплекс «ЭГАЛИТЕ».
  • Туристической фирмой «Велнес-путешествие». С 2012 года кафедра начала сотрудничать с туристической компанией Велнесс-путешествие, развивающая такое направление как паратуризм. Студенты кафедры принимают участие в качестве персональных ассистентов людей с нарушением функций ОДА. И вместе с тем, познают родную страну. Это очень перспективное направление мы планируем развивать и дальше.

С 2012 года на кафедре проводятся ежегодные Недели волонтерства. Основная цель ее проведения – активное вовлечение студентов-первокурсников в волонтерскую деятельность, традиции которой были заложены с первого дня основания кафедры. Чтобы работа волонтеров была плодотворной и эффективной, в нее необходимо внести организаторские начала. Поэтому со студентами мы проводим беседы, лекции, тренинги по особенностям организации работы и общения с различными группами инвалидов.

На кафедре физической реабилитации для студентов 1 курса организуется тренинг по введению в волонтерскую деятельность, который проводят студенты, уже имеющие опыт участия в волонтерских мероприятиях. Студенты становятся не только участниками, но и организаторами волонтерского мероприятия. Кроме радости, которую студенты подарят участникам, они получат прекрасный опыт организаторской деятельности и работы в команде.

Об ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников»

Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» существует с 1997 года. ОО «РАИК» позиционирует себя как общественную организацию, имеющую своей целью социальную реабилитацию инвалидов-колясочников, интеграцию их в общество, отстаивание гарантированных прав и исключение всех видов дискриминации.

Среди основных видов деятельности можно выделить: лагеря-семинары активной реабилитации, программа «Первый контакт», проведение обучающих и просветительских тренингов для инвалидов и сотрудников организаций, работающих с инвалидами, способствование созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью в Республике Беларусь.

В Беларуси проживает около 22000 человек, передвигающихся на инвалидных колясках. И очень важно, чтобы люди с инвалидностью не испытывали дискриминации ни в чем — ни при передвижении по городу, ни при получении образования, ни при устройстве на работу, ни во время лечения в медицинских учреждениях. А помощь, которую они при этом получают, была корректной и безопасной как для них самих, так и для тех, кто ее оказывает.


Президент Республики Беларусь
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
Белорусская Олимпийская Академия
Белорусская ассоциация студенческого спорта
Минский городской исполнительный комитет
centr
Национальный правовой портал
Сайт о высшем образовании в РБ для иностранных граждан
Abiturient
Единый портал внешнеторговой деятельности
Молодежь Беларуси
Интерактивная платформа патриотического воспитания
НЦЗиПИ