Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 №54 утверждена Государственная программа «Физическая культура и спорта» на 2021-2025 годы.
Государственная программа подготовлена с учетом современных мировых тенденций в сфере физической культуры и спорта на основе комплексного анализа современного состояния данной сферы в Республике Беларусь и является логическим продолжением Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 2016 г. №303.
Развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь.
В 2021 – 2025 годах развитие сферы физической культуры и спорта будет осуществляться том числе в рамках Государственной программы.
Государственная программа является основополагающим документом для развития отрасли на пятилетку, подготовленным c учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.
Реализация Государственной программы позволит закрепить устойчивую и позитивную динамику в сферах оздоровления населения, развития детско-юношеского спорта, физической подготовки военнослужащих, подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса, в том числе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта.
Целями Государственной программы являются:
успешное выступление белорусских спортсменов на Олимпийских играх и других крупнейших спортивных соревнованиях;
приобщение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
создание условий для развития детско-юношеского спорта.
Сводные целевые показатели Государственной программы:
спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Олимпийских игр (не ниже 25-го места);
доля лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (26,8 процентов к 2025 году);
количество лиц, выполнивших нормативы, предусмотренные Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь (10 500 человек к 2025 году);
количество лиц, занимающихся техническими, авиационными и военно-прикладными видами спорта (31078.человек к 2025 году)
Государственная программа включает подпрограмму 1 «Спорт высших достижений» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 1) и подпрограмму 2 «Подготовка спортивного резерва, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа» (далее, если не определено иное, – подпрограмма 2).
Задача подпрограммы 1 – обеспечение подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта для выступления на главных спортивных мероприятиях года.
Задачами подпрограммы 2 являются:
привлечение различных категорий населения к постоянным занятиям физической культурой и спортом;
обеспечение подготовки спортивного резерва;
разработка научных методов и внедрение результатов научных исследований и разработок в практику спортивной подготовки;
совершенствование спортивной, физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой инфраструктуры;
патриотическое воспитание молодежи;
привлечение населения к занятиям техническими, авиационными и военно-прикладными видами спорта, формирование инфраструктуры для занятий указанными видами спорта.
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 3,87 млрд. рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 1,26млрд.рубля, средства местных бюджетов – 2,13 млрд. рубля.
В мероприятия по совершенствование спортивной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой инфраструктуры включены 118 объектов на общую сумму 776,5 млн. рублей (из них республиканского бюджета – 108,77 млн. рублей, средства местных бюджетов – 193,86 млн. рублей, иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов – 473,88 млн. рублей.
В числе указанных объектов:
77 – новое строительство;
36 – реконструкция и модернизация;
5 – капитальный ремонт.
| Источники финансирования | Заказчик | Объемы финансирования (в текущих ценах, белорусских рублей) |
|||||||||||||
| всего | в том числе по годам | ||||||||||||||
| 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||||||||
| Всего | 776 509 949,3 | 153 987 098,4 | 181 859 670,9 | 220 488 015,7 | 152 725 976,3 | 67 449 188,0 | |||||||||
| в том числе: | |||||||||||||||
| 1. Средства на финансирование капитальных вложений из республиканского бюджета, всего | 108 772 720,3 | 47 341 705,4 | 32 940 070,9 | 19 167 779,7 | 6 948 976,3 | 2 374 188,0 | |||||||||
| из него: | |||||||||||||||
| Минспорт | 32 064 640,3 | 6 618 625,4 | 8 205 070,9 | 7 917 779,7 | 6 948 976,3 | 2 374 188,0 | |||||||||
| Витебский облисполком | 9 473 080,0 | 5 973 080,0 | 3 500 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Гомельский облисполком | 14 860 000,0 | 7 250 000,0 | 7 610 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Гродненский облисполком | 16 700 000,0 | 16 700 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Минский облисполком | 11 525 000,0 | 9 650 000,0 | 1 875 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| БФСО «Динамо» | 24 150 000,0 | 1 150 000,0 | 11 750 000,0 | 11 250 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| 2. Средства на финансирование капитальных вложенийиз местных бюджетов, всего | 193 855 160,0 | 84 901 324,0 | 66 264 600,0 | 36 439 236,0 | 5 500 000,0 | 750 000,0 | |||||||||
| из него: | |||||||||||||||
| Брестский облисполком | 19 929 459,0 | 9 415 223,0 | 5 000 000,0 | 5 514 236,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Витебский облисполком | 8 623 080,0 | 7 673 080,0 | 950 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Гомельский облисполком | 26 410 000,0 | 7 800 000,0 | 12 610 000,0 | 6 000 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Гродненский облисполком | 27 993 011,0 | 21 453 011,0 | 6 540 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Минский облисполком | 45 791 000,0 | 11 650 000,0 | 20 141 000,0 | 8 000 000,0 | 5 500 000,0 | 500 000,0 | |||||||||
| Могилевский облисполком | 38 629 610,0 | 23 431 010,0 | 9 273 600,0 | 5 675 000,0 | 0,0 | 250 000,0 | |||||||||
| Минский горисполком | 26 479 000,0 | 3 479 000,0 | 11 750 000,0 | 11 250 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| 3. Иные источники финансирования, не запрещенные законодательством | 473 882 069,0 | 21 744 069,0 | 82 655 000,0 | 164 881 000,0 | 140 277 000,0 | 64 325 000,0 | |||||||||
| из них: | |||||||||||||||
| средства льготного правительственного кредита КНР | 350 450 000,0 | 2 100 000,0 | 43 150 000,0 | 129 000 000,0 | 117 550 000,0 | 58 650 000,0 | |||||||||
| Брестский облисполком | 35 000 000,0 | 0,0 | 4 000 000,0 | 8 000 000,0 | 13 000 000,0 | 10 000 000,0 | |||||||||
| Витебский облисполком | 79 200 000,0 | 2 100 000,0 | 2 600 000,0 | 20 300 000,0 | 36 300 000,0 | 17 900 000,0 | |||||||||
| Гомельский облисполком | 61 500 000,0 | 0,0 | 9 500 000,0 | 12 000 000,0 | 21 500 000,0 | 18 500 000,0 | |||||||||
| Гродненский облисполком | 104 500 000,0 | 0,0 | 17 850 000,0 | 64 800 000,0 | 21 850 000,0 | 0,0 | |||||||||
| Минский облисполком | 14 000 000,0 | 0,0 | 200 000,0 | 6 900 000,0 | 6 900 000,0 | 0,0 | |||||||||
| Могилевский облисполком | 56 250 000,0 | 0,0 | 9 000 000,0 | 17 000 000,0 | 18 000 000,0 | 12 250 000,0 | |||||||||
| собственные средства организаций (средства от приносящей доходы деятельности), инвесторов | 123 432 069,0 | 19 644 069,0 | 39 505 000,0 | 35 881 000,0 | 22 727 000,0 | 5 675 000,0 | |||||||||
| Минспорт | 21 200 000,0 | 0,0 | 2 672 000,0 | 3 126 000,0 | 13 127 000,0 | 2 275 000,0 | |||||||||
| Брестский облисполком | 16 894 069,0 | 4 394 069,0 | 5 000 000,0 | 3 500 000,0 | 3 100 000,0 | 900 000,0 | |||||||||
| Витебский облисполком | 30 200 000,0 | 6 700 000,0 | 7 400 000,0 | 7 100 000,0 | 6 500 000,0 | 2 500 000,0 | |||||||||
| Гродненский облисполком | 24 443 000,0 | 7 550 000,0 | 10 313 000,0 | 6 580 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Минский облисполком | 22 000 000,0 | 1 000 000,0 | 10 500 000,0 | 10 500 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
| Могилевский облисполком | 8 695 000,0 | 0,0 | 3 620 000,0 | 5 075 000,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||
Для представления нашей страны на международной спортивной арене созданы 47 национальных команд Республики Беларусь по 52 видам спорта и сборные команды Республики Беларусь по 15 видам спорта (всего 64 вида спорта, из них 46 видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр).
Ежегодно белорусскими спортсменами на международных спортивных соревнованиях завоевывается около 500 – 600 медалей, Республика Беларусь попадает в число 25 – 30 сильнейших спортивных стран мира.
В летних видах спорта главным стартом пятилетия были ХХXI летние Олимпийские игры 2016 года(г.Рио-де-Жанейро, Бразилия), на которых белорусскими спортсменами завоевано
9 медалей: 1 золотая, 4 серебряные, 4 бронзовые (в 2012 году – 10 медалей).
В 2018 году прошли XXIII зимние Олимпийские игры (г.Пхенчхан, Корея), на которых белорусскими спортсменами завоевано 3 медали: 2 золотые, 1 серебряная.
Главным стартом олимпийского цикла в 2019 году стали
II Европейские игры, прошедшие в г.Минске. В условиях высокой конкуренции в абсолютном большинстве видов программы II Европейских игр нашими атлетами завоевано 68 медалей (23 золотые, 16 серебряных и 29 бронзовых), занято 2-е общекомандное место в неофициальном командном зачете после российских спортсменов.
Тем не менее в сфере спорта высших достижений существует ряд проблем, для решения которых необходимо:
стимулирование развития приоритетных видов спорта, создание талантливым белорусским спортсменам и спортивным командам надлежащих условий подготовки;
обеспечение роста организационного и спортивного уровней национальных чемпионатов по видам спорта;
повышение роли федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и их попечительских советов в динамичном развитии видов спорта.
Развитие спорта высших достижений в 2021 – 2025 годах будет осуществляться в рамках реализации подпрограммы 1, заказчиком которой является Минспорт.
Решение предусмотренной подпрограммой 1 задачи будет оцениваться по следующим целевым показателям:
количество медалей (1-е – 3-е места) на Олимпийских играх, Европейских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы;
количество спортсменов, выполнивших квалификационные нормы для присвоения званий «Мастер спорта Республики Беларусь международного класса» и «Мастер спорта Республики Беларусь».
Принятые меры в рамках реализации подпрограммы 1 позволят повысить результативность выступлений белорусских спортсменов на официальных международных спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта и видам спорта, по которым созданы национальные команды Республики Беларусь.
В стране функционирует 23 232 физкультурно-спортивных сооружения, из них 149 стадионов, 8788 спортивных площадок,
4517 спортивных залов, 42 крытых катка с искусственным льдом, 50 спортивных манежей, 334 плавательных бассейна, 678 мини-бассейнов.
На 31 декабря 2020 г. число работников сферы физической культуры и спорта составило 32 668 человек (в 2015 году – 29 190 человек).
Физической культурой и спортом занимается 2,37 млн. человек, или 24,8 процента от общей численности населения Республики Беларусь(в 2015 году – 20,2 процента).
В настоящее время подготовку спортивного резерва для национальных команд Республики Беларусь по видам спорта осуществляют 465 организаций физической культуры и спорта:
11 средних школ – училищ олимпийского резерва
и 454 специализированных учебно-спортивных учреждения, в том числе 19 центров олимпийской подготовки, 40 центров олимпийского резерва, 221 специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва и174детско-юношеские спортивные школы, в которых под руководством 7906 тренеров-преподавателей (из них 5633 штатных) обучаются более 159 тыс. юных спортсменов (в 2015 году –176,2 тыс.). Уменьшение численности обучающихся связано с оптимизацией спортивных школ системы профсоюзов, увеличением численности учащихся в учреждениях общего среднего образования и уменьшением их количества по основной группе здоровья.
В рамках республиканского календарного плана проведения спортивно-массовых мероприятий на 2019 год проведено
149 мероприятий с участием более 122,8 тыс. человек, в том числе для детей и подростков – 68 мероприятий с участием 8,1 тыс. человек.
Наиболее массовыми и значимыми из них стали:
физкультурно-спортивный праздник «Минская лыжня» в рамках ежегодного республиканского зимнего спортивного праздника «Белорусская лыжня»;
республиканские легкоатлетические соревнования «Забег настоящих мужчин»;
республиканский легкоатлетический «Женский забег»;
международные легкоатлетические соревнования «Экологический марафон»;
международный легкоатлетический пробег «Брагинская десятка», посвященный памяти жертв чернобыльской катастрофы (в программе Олимпийского дня бега);
международный Минский велокарнавал «VIVA Ровар 2019»;
республиканские соревнования среди детей и подростков по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь;
республиканские соревнования среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер» на призы Президентского спортивного клуба;
республиканский фестиваль «Мама, папа, я – здоровая семья»;
II национальный этап Всемирных детских игр победителей в Республике Беларусь для детей, перенесших онкологические заболевания;
республиканский турнир по шахматам «Белая ладья» среди команд учреждений общего среднего образования;
соревнования по зимнему и летнему многоборью «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста;
республиканская спартакиада по программе летнего и зимнего многоборья «Здоровье» среди учащихся учреждений общего среднего образования в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
международный Минский полумарафон и другие.
Не смотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, в рамках республиканского календарного плана в 2020 году проведено 54 республиканских спортивно-массовых мероприятия с участием более 23,2 тыс. человек (в 2019 году – 149 мероприятий с участием 122,8 тыс. человек).
В областях и г.Минске в 2020 году проведено более 10,9 тыс. районных, городских спортивно-массовых мероприятий с участием 836,4 тыс. человек (2019 год – 18,7 тыс. и 1,6 млн.), в том числе для детей и подростков – 5,3 тыс. с участием более 420 тыс. человек, 558 туристских мероприятий с участием 27,0 тысяч человек и 928 областных и Минских городских соревнований с участием 51,0 тыс. человек.
Несмотря на достигнутые успехи в сфере подготовки спортивного резерва остаются отдельные нерешенные проблемы:
местные исполнительные и распорядительные органы уделяют недостаточно внимания вопросам информационного сопровождения услуг, предоставляемых физкультурно-спортивными объектами, а также вопросам содержания физкультурно-спортивных сооружений на дворовых территориях;
уровень материально-технической базы организаций физической культуры и спорта в большинстве районных центров не соответствует современным требованиям.
В целях развития системы подготовки спортивного резерва необходимо совершенствование:
динамики развития структур клубов для включения в основной и молодежный составы команд представителей детско-юношеских спортивных школ для участия в национальных чемпионатах;
спортивной инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта;
процесса формирования клубов (команд) по игровым видам спорта на базе системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями и их адаптации к полноценной жизни средствами физической культуры и спорта, подготовки и переподготовки специалистов для работы с данной категорией граждан;
практики внедрения в систему подготовки спортивного резерва результатов научных исследований в области спорта высших достижений;
концепций развития видов спорта на долгосрочную перспективу.
В число факторов, сдерживающих развитие детско-юношеского спорта и подготовку спортивного резерва, входят в том числе:
низкая конкуренция на национальном уровне в отдельных видах спорта;
отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий;
отсутствие соревновательной практики на республиканском уровне у детей младшего школьного возраста;
отсутствие международной соревновательной практики у детей среднего и старшего школьного возраста.
Меры, направленные на развитие в 2021 – 2025 годах сферы подготовки спортивного резерва, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы позволят:
выявить перспективных спортсменов-учащихся;
улучшить подготовку резерва для последующей передачи в высшее звено;
активизировать работу по формированию инфраструктуры активного отдыха;
внедрить новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы населением.
По информации Министерства спорта и туризма Республики Беларусь







