RU | EN | 中文
eye

Информационные технологии в спорте


Спорт и физическая культура каждый день использует современные технологии. Мы, специалисты отрасли, используем базы данных спортсменов, проводя соревнования применяем системы хронометража, решаем спорные моменты при помощи систем видеоповторов.

Активные болельщики и не равнодушные к спорту люди следят за событием в реальном времени при помощи онлайн трансляций. Люди, придерживающиеся здорового образа жизни, повседневно используют фитнес-браслеты для измерения, например, количества пройденных шагов, а приложения — для построения своего тренировочного процесса. Это воспринимается настолько обыденно, что мы перестаем удивляется этому технологическому прорыву, который так элегантно вписался  в нашу повседневную жизнь.

Современные информационные технологии интегрированы в нашу физическую активность уже не один год, и даже не одно десятилетия. Но как давно начался этот процесс?

Не секрет, что главное событие для атлетов в большинстве видов спорта – это Олимпийские игры. Это состязания не только спортсменов, стран, континентов, но и городов-организаторов. Каждая страна, где проходит важнейшее событие в мире спорта, старается перещеголять предыдущие Игры. Применение самых современных технологических решений — очень значительный инструмент в достижении этой цели. В этой связи, думаю, следует рассматривать именно применение современных технологий при организации и проведении Олимпийских игр, как наиболее показательные примеры.

Исследователи выделяют четыре важных момента в развитии современных технологий в спорте.

Стандартизация времени.

Х летние Олимпийские игры, Лос-Анджелесе (1932)

С начала истории современных Игр в Афинах в 1896 году судьи для учета и регистрации спортивного результата использовали собственные секундомеры, приобретенные у различных производителей. Естественно, к такому судейству возникало слишком много вопросов, т.к. секундомеры могли фиксировать время абсолютно по разному, что вызывало массу конфликтов и споров.

Только в 1932 году на летней Олимпиаде в Лос-Анджелесе компания Omega впервые предложила использовать свои стандартизированные хронографы, которые могли считать время как вперед, так и проводить обратный отсчет. Приборы были поставлены с сертификатом точности и всю ответственность за верность работы взяла на себя компания Omega. Такое решение значительно повысило доверие к точности и надежности фиксации спортивных результатов.

Телетрансляция.

XIV летние Олимпийские игры, Лондон (1948)

Лондон принимал свои первые летние Игры в 1948 году сразу после Второй мировой войны. Они же стали первыми, которые показали по телевидению. Британская телерадиовещательная компания BBC приобрела тогда права на трансляцию за 3 тыс. долларов США для официальной аудитории в 500 тыс. человек на Британских островах. В тот период мощность телевизионного сигнала была сильно ограничена и игры смогли увидеть по телевизору только жители Великобритании, а вот радиопередача была организованна по всему земному шару.

Цифровое время.

XVIII летние Олимпийские игры, Токио (1964)

Первыми играми, которые проведены в Азии, стали Токийские игры 1964 года. Главной темой этого мультиспортивного события была Наука, в соответствии с которой официальный таймкипер игр компания Seiko представила свою новую полностью электронную автоматизированную систему хронометража. Данная система значительно повысила точность регистрации и учета спортивных результатов. Она соединила пусковой пистолет с кварцевым таймером и аппаратом фотофиниша, что позволило фиксировать результаты с точностью до 1/100 секунды. С тех пор эта компания работает с многими крупными международными федерациями и является официальным таймером многих крупных международных спортивных мероприятий.

В тот же год Seiko выпустила первые японские наручные часы с хронографом (без дополнительных циферблатов) The Crown Chronograph, а пять лет спустя, в 1969-м, — первую кварцевую модель Astron. По точности Astron превосходил любые другие часы в сто раз, по запасу хода — в 250 раз. В этой модели, изменившей историю часовой индустрии, использовались «олимпийские» наработки Seiko, применяемые в спортивных секундомерах.

Цифровая визуализация.

XХVII летние Олимпийские игры, Сидней (2000)

Впоследствии технология визуализации была адаптирована и для других спортивных мероприятий. Например, для легкой атлетики, крикета, футбола и других видов спорта. Очень большая интеграция технологий визуализации используется в американском футболе, где есть наложенная графика 10-ярдовой линии, показывающая как далеко должна продвинуться команда с мячом, в реальном времени отображаются возможные планы действий команды и 3D модели завершившегося действия всех игроков.

После успеха технологий Orad на Играх в Сиднее исполнительный директор NBC и руководитель бродкаста Олимпийских игр Дик Эберсол объявил их графику одним из величайших достижений олимпийского телевидения за всю историю.

На Олимпийских играх 2020 года в Токио (проведены в 2021 году) были также применены головокружительные решения. Впервые для более точной фиксации времени финиша использована технология 3DAT (3D Array Technology LLC) от компании Intel,  которая позволяет отслеживать позицию легкоатлетов, используя 3D трекинг спортсменов.

В основе 3DAT — технология компьютерного зрения. С ее помощью на видео накладываются элементы дополненной реальности — такие как фамилия и имя спортсмена, скорость бега и время финиша.

Эта технология, очевидно, придет на смену используемых сегодня систем фотофиниша.

Заслуживает отдельного внимания и новая технология параллельной рекламы для телетрансляции, которая позволяет в зависимости от того, в какой стране находятся телезритель, показывать одновременно разные баннеры во время соревнований.

Каждый год технологии все масштабнее и масштабнее взаимодействуют со спортом. Важно не бояться этого процесса, изучать, учиться и использовать все новое в своей работе, для достижения наилучшего результата!

По информации Министерства спорта и туризма Республики Беларусь