RU | EN | 中文

История Олимпийского движения

Зарождение олимпийского движения

Когда в Париже зимним вечером 1892 года, Пьер де Кубертен объявил о возрождении в ближайшее время Олимпийских Игр, ему аплодировали, но никто тогда не мог себе представить масштаб проекта, начавшегося с образования комитета по организации Олимпийских игр и основания международного движения. МОК был создан 23 июня 1894 года; первые Олимпийские игры современности были открыты в Афинах 6 апреля 1896 года и с тех пор олимпийское движение не прекращает свое развитие.

Возрождение олимпийской идеи

В середине века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения состязания продолжали проводиться. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не несли систематический характер, но проходили повсеместно. Видно такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре в Италии, Мишеля де Монтень во Франции, Франциск Бэкона в Англии, Яна Амоса Коменского в Чехии, других педагогов и философов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластически взгляды на воспитание.

Однако прошли еще долгие годы пока физическое воспитание приобрело массовый характер. В начале XIX века в Германии, Франции, Швеции возникли гимнастические системы, сыгравшие важную роль в развитии физической культуры. В это же время в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, в которых первостепенное значение приобретало не правильность и точность выполнения упражнений, а конечный результат. Это вносило в занятия игровой элемент, свободу личного творчества, азарт борьбы. Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлечение, отдых от труда.
Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд впервые ввел занятия крикетом и футболом в учебную программу определив свой основной педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, можно формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности. Так Томас Арнольд впервые придал спортивно-соревновательной деятельности педагогическую направленность. Опыт по использованию спорта в воспитании молодежи колледжа Регби оказался настолько успешным, что стал образцом для других учебных заведений Англии. А увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Английским опытом заинтересовались и за рубежом. Для изучения постановки воспитания в учебных заведениях отправился в Англию и молодой французский педагог Пьер де Кубертен. Широкое использование игр и соревнований в воспитательных целях произвело на него глубокое впечатление. Последующие поездки в Соединенные Штаты Америки, Швецию, Германию определили его педагогические воззрения. Но ключевое значение приобрело путешествие Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию. «Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы, – думал я. – Франции не восстановить ее былую славу? От этого проекта, до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире» – так описал свои размышления Пьер де Кубертен.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные общественно-политические задачи обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры. Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и поэтому не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

Совсем другая судьба ждала начинания барона Пьера де Кубертена. Важнейшим условием тому служило международное распространение спорта, усиление культурных и экономических связей между странами и народами. Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств».

Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, – писал Кубертен, сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».
Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбоне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена международный конгресс, состоявшийся в Париже 16 июня 1894 г. собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр».

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования – с важнейшими международными событиями.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————-

Олимпизм – это состояние ума, основанное на равенстве видов спорта, которые являются интернациональными и демократичными. Это философия жизни, возвеличивающая и объединяющая в единое целое качества тела, воли и ума.

Цель Олимпийских Игр – вносить вклад в построение мирного и лучшего мира путём воспитания молодёжи через занятия спортом без какой-либо дискриминации, в духе дружбы, солидарности и честной борьбы.

Олимпийское движение также можно охарактеризовать многочисленными видами деятельности, которые оно осуществляет:

– Развитие спорта и соревнований посредством национальных и международных спортивных организаций по всему миру.

– Сотрудничество с общественными и частными организациями с целью поставить спорт на службу человечеству.

– Содействие развитию движения “Спорт для всех”.

– Продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью равноправия между мужчинами и женщинами.

– Неприятие всех форм коммерческой эксплуатации спорта и атлетов.

– Борьба с допингом.

– Распространение спортивной этики и принципов честной борьбы.

– Решение проблем, связанных с экологией.

– Финансовая и образовательная поддержка развивающихся стран через организации олимпийской солидарности МОКа.

Организация

Международный олимпийский комитет основан 23 июня 1894 года французским педагогом бароном Пьером де Кубертеном, вдохновленным идеей возродить Олимпийские игры античной Греции.

МОК – международная неправительственная некоммерческая организация, создавшая олимпийское движение. МОК является головной организацией олимпийского движения. Он обладает всеми правами на олимпийскую символику, флаг, девиз, гимн и Олимпийские игры. Его основная обязанность – руководить организацией летних и зимних Олимпийских игр.

Президенты

Президент МОК избирается членами МОК тайным голосованием первоначально сроком на 8 лет, который может быть продлен еще на 4 года. Президент возглавляет деятельность МОК, являясь его постоянным представителем. В настоящее время президентом МОК с 16 июля 2001 года является Жак Рогге из Бельгии.

Исполнительный комитет

В состав Исполнительного комитета, основанного в 1921 году, входят президент МОК, четыре вице-президента и десять членов. Все члены Исполнительного комитета избираются на сессии тайным голосованием большинством голосов сроком на четыре года.

Члены МОК

Индивидуальные члены МОК – это члены, которые действуют как представители МОК в своих странах, а не как делегаты от своих стран в МОКе. Члены собираются раз в год на сессии МОК. Они уходят в отставку по достижении ими 70 лет, если они не были избраны до открытия 110 сессии (11 декабря 1999 года). В этом случае они должны уйти в отставку по достижении 80 лет. Все члены МОК избираются сроком на 8 лет с возможностью продления его каждые 8 лет. МОК выбирает и избирает своих членов из лиц, которых квалифицирует комитет по номинациям. Все члены олимпийского движения имеют право выдвигать номинантов.

Администрация

Администрация МОК способствует развитию олимпийского движения. Она готовит, приводит в исполнение и постоянно следит за исполнением решений, принятых основными организациями олимпийского движения.

Кто входит в олимпийское движение?

Олимпийское движение объединяет всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской Хартией и кто признает полномочия Международного олимпийского комитета (МОК), а именно:

– международные федерации (МФ) видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр;

– Национальные олимпийские комитеты (НОКи);

– организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ);

– спортсмены, судьи и арбитры, ассоциации и клубы, а также все организации и учреждения, признанные МОКом.