RU | EN | 中文

Юшкевич Тадеуш Петрович

ЮШКЕВИЧ ТАДЕУШ ПЕТРОВИЧ

Профессор кафедры легкой атлетики.

Образование

БГОИФК, 1969 г.

Ученая степень

Доктор педагогических наук.

Ученое звание

Профессор.

Специальность и квалификация

Преподаватель физического воспитания, тренер.

1972 год – поступление в аспирантуру.

1975 год – защита кандидатской диссертации.

1976 год – старший преподаватель.

1980 год – присвоено ученое звание доцента.

1988 год – присвоено звание Заслуженный тренер БССР.

С 1978 по 1988 гг. возглавлял кафедру легкой атлетики.

В 1991 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера».

В 1993 году – присвоено ученое звание профессора.

Проректор по научной работе БГУФК с1993 по 2004 гг.

Член совета по защите докторских диссертаций. Был его председателем (1999–2002), заместителем председателя (2003–2005), а с 2006 года по настоящее время – член совета.

В 1982–1985 гг. возглавлял авторский коллектив по написанию поурочных программ для детско-юношеских спортивных школ по легкой атлетике (прыжки в длину и тройной прыжок).

Участвовал в разработке «Концепции и программы развития Академии физического воспитания и спорта Республики Беларусь на 1999–2003 гг.», «Концепции развития высшего физкультурного образования в Республике Беларусь на 2002–2005 гг.», «Программы подготовки научно-педагогических кадров в Белорусской государственной академии физической культуры на 2002–2005 гг.», «Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003–2006 гг.».

Наиболее значимые учебные пособия – «Методика обучения легкоатлетическим упражнениям» (Минск,1986), «Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов» (Минск, 1987), «Тренажеры в спорте» (Москва, 1989), «Дидактические основы учебно-воспитательного процесса в системе высшего физкультурного образования» (Минск,1992), «Легкая атлетика» для учащихся школ олимпийского резерва (Минск,1992), «Методика тренировки в легкой атлетике» (Минск, 1994) и др. Под общей редакцией М. Е. Кобринского и Т. П. Юшкевича подготовлен учебник «Легкая атлетика» для студентов вузов (Минск, 2005, 2011).

Руководил опытным проектом «Апробация экспериментальной модели планирования и структурирования учебного процесса по физическому воспитанию на уроках физической культуры в базовой общеобразовательной школе» (2006–2009 гг.).

В настоящее время руководит научным проектом «Исследование эффективности развития специальной выносливости военнослужащих Вооруженных Сил в условиях подготовки с использованием тренажерно-диагностического комплекса «РЕЙД» и кафедральной темой НИР «Совершенствование видов подготовки легкоатлетов различной квалификации».

Автор более 400 научных работ, в том числе 5 монографий, 15 учебных и методических пособий, 27 разделов в книгах, более 300 статей в журналах и сборниках научных трудов.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ПРОФЕССОРА Т.П.ЮШКЕВИЧА ПО ПРОБЛЕМАМ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

1. Наименование учреждения высшего образования: Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры».

2. Направления научных исследований:

а) Отбор перспективных детей и подростков для занятий тем или иным видом спорта и прогнозирование их возможностей для достижения результатов международного класса.

Прогнозирование двигательных способностей легкоатлетов-спринтеров на этапе начальной спортивной специализации (Баранаев Ю. А.); отбор талантливых детей для занятий различными видами спорта на основе дерматоглифики (Фролова Е. В.); методика отбора перспективных детей для занятий бегом на короткие дистанции (Сорока О. И., Наумовец С. В.), на средние и длинные дистанции (Юсковец Е. И.), в прыжках в высоту (Шур М. М.), в многоборьях (Халанский Ю. Н.), в спортивной борьбе (Рукавицын Д. Б.).

б) Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменов в циклических видах спорта.

Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера (Юшкевич Т. П.); совершенствование методики тренировки в беге на короткие дистанции (Петрикевич В. В., Алешкевич В. Л., Заброцкий А. В., Костенко И. А., Гурская О. В., Свитич Н. А.), в беге на средние и длинные дистанции (Шаров А. В., Навицкий И. А., Новикова А. А.), в барьерном беге (Титова Е. П.), в спортивной ходьбе (Лемешков В. С.), в лыжном спорте (Воропай М. К.).

в) Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменов в ациклических, игровых видах спорта, многоборьях и единоборствах.

Теоретические и методические основы интенсификации процесса спортивной подготовки высококвалифицированных борцов (Шахлай А. М.); становление технического мастерства боксеров высокой квалификации в процессе многолетней тренировки (Сергеев С. А.); совершенствование методики тренировки в легкоатлетических многоборьях (Соболевский К. Л., Безлюдов В. А., Трощило Т. А., Романов И. В.), в современном пятиборье (Хроменкова Е. В.), в прыжках в длину (Аврутин С. Ю.), в волейболе (Селявко Р. В.).

г) Применение технических и нетрадиционных средств в обучении и тренировке спортсменов.

Повышение физической работоспособности спортсменов на основе использования магнитных полей (Талай В. А.); обучение технике легкоатлетических упражнений с помощью тренажерных устройств (Ворон А. В.); использование тренажерных комплексов для повышения уровня

профессионально-прикладной физической подготовленности военнослужащих (Ращупкин В. В.) и сотрудников МЧС (Чумила Е. А.).

д) Индивидуализация тренировочного процесса, совершенствование комплексного контроля специальной подготовленности спортсменов.

Индивидуализация тренировочного процесса юношей и девушек в беге на короткие дистанции (Когут А. М.); индивидуальное управление тренировочной нагрузкой бегунов на средние дистанции (Свитин В. Ф.); индивидуализация процесса обучения технике прыжков в длину с разбега (Эльмариеми А. М.); комплексный контроль специальной подготовленности велосипедистовшоссейников высокой квалификации (Шупикова Е. Н.); коррекция тренировочных нагрузок юных спринтеров (Лойко Т. В.); контроль специальной подготовленности десятиборцев высокой квалификации в годичном цикле подготовки (Сиводедов И. Л.); комплексный контроль в подготовке легкоатлетов-спринтеров на этапе спортивного совершенствования (Царанков В. Л.).

е) Проблемы физического воспитания учащейся молодежи.

Теоретико-методические основы физического воспитания в системе профессионально-личностного развития студентов (Коледа В. А.); теоретикометодические основы физического воспитания студентов, обучающихся в экологически неблагоприятных условиях (Наскалов В. М.); совершенствование процесса физического воспитания студентов на основе использования инновационных технологий (Яковлев А. Н., Моисеенко А. В.); использование средств хатха-йоги в физическом воспитании студентов специального учебного отделения (Жамойдин Д. В.); повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников МВД (Шукан С. В., Ермаков Л. В., Каранкевич А. И., Иванов С. И.); совершенствование физического воспитания школьников (Высоцка А. А., Михайленко-Гужаловская Н. А.).

ж) Оптимизация средств и методов оздоровительной физической культуры.

Теоретико-методические основы оздоровления школьников средствами физической культуры и спорта в условиях радиационного загрязнения среды (Медведев В. А., Куликов В. М.); организационно-методические основы формирования здорового образа жизни у различных групп населения (Толкачев В. А., Альшевская К. В.); улучшение здоровья и повышение двигательной активности школьников (Ващенко С. В.).

3. Наименование факультета:

Спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта.

4. Наименование кафедры:

Кафедра легкой атлетики.

5. Содержание направлений научных исследований, проводимых в рамках научной школы, соответствует:

по рубрикатору ГРНТИ:

14 – народное образование, педагогика; 77 – физическая культура и спорт;

по рубрикатору ВАК:

специальность 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

6. Основатели научно-педагогической школы:

Основателями научно-педагогической школы на кафедре легкой атлетики можно считать Алабина Виктора Григорьевича – кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного тренера БССР; Масловского Евгения Александровича – кандидата педагогических наук, доцента; Крысанова Валерия Прокофьевича – кандидата биологических наук, доцента. Они в 60–70- е годы прошлого столетия начали на кафедре проводить исследования, создали научную лабораторию, руководили аспирантами, которые впоследствии защитили кандидатские диссертации. Традиции, заложенные основателями, продолжаются в настоящее время руководителем школы доктором педагогических наук, профессором Юшкевичем Т. П.

7. История развития научно-педагогической школы.

Первый этап – это 1970-е годы, когда на кафедре легкой атлетики активизировалась научно-исследовательская работа. Этому способствовало открытие аспирантуры в БГОИФК. Научное руководство аспирантами кафедры осуществляли Алабин В. Г., Масловский Е. А., Крысанов В. П.

Второй этап – 1970–1980 годы. В это время кафедрой заведовал защитивший в Ленинграде в 1975 году кандидатскую диссертацию Юшкевич Т.П. Его первые аспиранты Петрикевич В. В., Алешкевич В. Л., Шаров А. В. успешно защитили кандидатские диссертации. Преподавателями кафедры было получено 10 авторских свидетельств на изобретения, 12 человек защитили кандидатские диссертации, 8 студентов стали победителями и лауреатами Всесоюзных студенческих научных конференций. При БГОИФК был открыт региональный специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04.

Третий этап – 1990–2000 годы. Белорусский государственный орденоносный институт физической культуры (БГОИФК) в 1992 г. был преобразован в Академию физического воспитания и спорта Республики Беларусь (АФВиС РБ). Проректором по научной работе был назначен Т.П.Юшкевич, защитивший в 1991 году в Москве докторскую диссертацию. Деятельность школы поднялась на более высокой качественный уровень, чему способствовало открытие докторантуры и совета по защите докторских диссертаций (1992).

Четвертый этап – с 2001 года по настоящее время. АФВиС РБ в 2001 г. была переименована в Белорусскую государственную академию физической культуры (БГАФК), а с 2003 г. стала Белорусским государственным

университетом физической культуры (БГУФК). Под руководством Т.П.Юшкевича защищено более 20 кандидатских диссертаций. Школа продолжает свое развитие, осуществляется преемственность поколений: представители школы Медведев В. А., Шахлай А. М., Коледа В. А. успешно защитили докторские диссертации, стали профессорами, у них появились свои ученики, защитившие кандидатские диссертации.

8. Организационная форма коллектива, представляющего научнопедагогическую школу.

Научно-педагогическая школа сформирована на кафедре легкой атлетики БГУФК. Исследования проводятся в соответствии с Планами научноисследовательской работы учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры». Вместе с тем, ученики, защитившие диссертации, в настоящее время работают и на других кафедрах нашего университета, а также в других учреждениях, где продолжают научноисследовательскую деятельность.

9. Материально-техническая база.

Материально-техническую базу школы составляет научное оборудование кафедры легкой атлетики. Кроме того, на условиях личной договоренности аспирантами и соискателями используются возможности межкафедральной учебно-научно-исследовательской лаборатории и других кафедр университета.

10. Ученики – работники высшей научной квалификации.

За период существования школы 24 ученика успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и утверждены ВАК. Доктора наук: Медведев В. А., Шахлай А. М., Коледа В. А. Кандидаты наук: Петрикевич В. В., Алешкевич В. Л., Шаров А. В., Халанский Ю. Н., Когут А. М., Свитин В. Ф., Сиводедов И. Л., Талай В. А., Шупикова Е. Н., Соболевски К. Л., Высоцка А. А., Лойко Т. В., Ворон А. В., Эльмариеми А. М., Баранаев Ю. А., Шукан С. В., Жамойдин Д. В., Ращупкин В. В., Чумила Е. А., Царанков В. Л., Титова Е. П.