Заведующий кафедрой
СТУПЕНЬ МАРИНА ПЕТРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент
Контактный телефон: + 375 17 348 54 99
Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта создана в 1938 году и является одним из структурных подразделений учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры». В числе преподавателей кафедры работают ведущие специалисты отрасли – доктора и кандидаты наук, профессора и доценты; Заслуженный тренер Республики Беларусь; члены КНГ национальных команд по видам спорта; научные консультанты по подготовке национальных команд Республики Беларусь к Олимпийским играм; члены республиканского учебно-методического объединения; председатель секции по физической культуре на выдачу грифа Министерства образования Республики Беларусь; член научно-методического совета по физической культуре учреждений высшего образования при РЦФВС Министерства образования Республики Беларусь; члены белорусской Олимпийской академии; лектор международных курсов УЕФА по присвоению тренерских категорий; член коллегии судей по фигурному катанию на коньках Республики Беларусь; судья международной категории; судьи высшей национальной категории; кандидаты в мастера и мастера спорта.
-
Ступень Марина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент
-
Коледа Виктор Антонович
доктор педагогических наук, профессор
-
Фильгина Елена Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент
-
Прилуцкий Павел Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
-
Машарская Наталия Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
-
Баранаев Юрий Анатольевич
кандидат педагогических наук,
доцент
-
Парамонова Наталья Андреевна
кандидат биологических наук, доцент
-
Сыманович Петр Григорьевич
кандидат педагогических наук,
доцент
-
Максименко Наталья Петровна
доцент
-
Помозов Александр Владимирович
доцент
-
Журович Наталья Владимировна
старший преподаватель
-
Рогатко Анастасия Ивановна
старший преподаватель
-
Лисица Татьяна Владимировна
старший преподаватель
-
Козловская Юлия Сергеевна
старший преподаватель
-
Слишина Татьяна Леонидовна
старший преподаватель
-
Саламатова Наталья Леонидовна
старший преподаватель
-
Борщ Майя Казимировна
старший преподаватель
-
Хроменкова Елена Валентиновна
старший преподаватель
Должность |
ФИО | Степень, звание |
Дисциплины |
Заведующий кафедрой | Ступень Марина Петровна |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания Теория спорта Современные проблемы физической культуры и спорта |
Профессор | Коледа Виктор Антонович |
доктор педагогических наук, профессор | Теория спорта Современные проблемы физической культуры и спорта |
Профессор | Фильгина Елена Васильевна |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания Современные проблемы физической культуры и спорта |
Доцент | Прилуцкий Павел Михайлович |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания Теория спорта Современные проблемы физической культуры и спорта |
Доцент | Машарская Наталия Михайловна |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Доцент | Баранаев Юрий Анатольевич |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания Теория спорта Современные проблемы физической культуры и спорта |
Доцент | Парамонова Наталья Андреевна |
кандидат биологических наук, доцент | Современные технологии контроля в практике физической культуры и спорта |
Доцент | Сыманович Петр Григорьевич |
кандидат педагогических наук, доцент | Теория и методика физического воспитания |
Доцент | Максименко Наталья Петровна |
|
Теория и методика физического воспитания |
Доцент | Помозов Александр Владимирович |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Журович Наталья Владимировна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Слишина Татьяна Леонидовна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Козловская Юлия Сергеевна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Рогатко Анастасия Ивановна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Лисица Татьяна Владимировна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Саламатова Наталья Леонидовна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта Современные проблемы физической культуры и спорта |
Старший преподаватель | Борщ Майя Казимировна |
|
Теория и методика физического воспитания Теория спорта |
Старший преподаватель | Хроменкова Елена Валентиновна |
|
Теория и методика физического воспитания Современные проблемы физической культуры и спорта |
Учебно-методическая деятельность
На кафедре преподаются учебные дисциплины для студентов первой ступени высшего образования:
- «Теория и методика физического воспитания»;
- «Теория спорта»;
- осуществляется методическое руководство производственной педагогической практикой;
для студентов второй ступени высшего образования (магистратура):
- «Современные проблемы физической культуры и спорта»;
- «Современные технологии контроля в практике физической культуры и спорта».
Практика является интегрирующим фактором связи теоретического обучения и практической деятельности и проводится в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Система знаний, умений и навыков, получаемых студентами в ходе производственной педагогической практики, занимает центральное место в формировании профессиональной подготовленности современного специалиста в области физической культуры и спорта.
Технологии обучения в рамках учебных дисциплин основаны на использовании современных педагогических концепций как фактора повышения эффективности преподавания. Для становления будущего специалиста помимо общепринятых элементов обучения, используемых на лекциях, практических и семинарских занятиях, производственной педагогической практике, преподаватели кафедры используют предметно-, личностно- и практико-ориентированные методики и технологии, которые позволяют формировать профессиональные умения и осуществлять контроль процесса усвоения знаний и приобретения умений. В связи с тем, что профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, в образовательном процессе используется технология моделирования профессиональной деятельности. В качестве активных методов формирования профессиональных знаний и умений используется анализ реальных ситуаций из деятельности тренера и учителя физической культуры, решение профессиональных ситуационных задач в области физического воспитания и спортивной подготовки, дискуссия, деловая игра, индивидуальные задания и другие методы обучения.
С учетом этого учебно-методическая работа кафедры ведется по реализации следующих направлений:
- Совершенствование содержания лекционного материала и методики его преподавания;
- Совершенствование методического сопровождения образовательного процесса путем внедрения инновационных образовательных технологий;
- Специализация ведущих преподавателей по дисциплинам «Теория и методики физического воспитания», «Теория спорта» и «Современные проблемы физической культуры и спорта», «Современные технологии контроля в практике физической культуры и спорта»;
- Совершенствование методики проведения семинарских и практических занятий;
- Совершенствование работы со студентами в период производственной педагогической практики;
- Разработка и внедрение в образовательный процесс рабочих тетрадей по учебной дисциплине «Теория и методики физического воспитания»;
- Совершенствование контроля знаний студентов;
- Внедрение системы менеджмента качества в образовательный процесс.
Государственный экзамен является одной из обязательных составляющих итоговой аттестации студентов при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования.
Программа государственного экзамена основана на содержании учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания», при этом она имеет системный и комплексный характер, интегрируя содержание учебного материала по учебной дисциплине «Теория и методика физического воспитания» со смежными учебными дисциплинами. Преподаватели кафедры являются экзаменаторами и членами государственной экзаменационной комиссии. В процессе государственного экзамена оценивается теоретико-методическая и профессиональная подготовленность, степень сформированности академических, личностных и профессиональных компетенций выпускника в области физической культуры и спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Научная деятельность
Научно-исследовательская работа преподавателей, аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов направлена на изучение фундаментальных и прикладных основ теории и практики физической культуры и спорта.
На кафедре проходят обучение магистранты по специальности 1 – 08 80 04 «Физическая культура и спорт»; аспиранты и соискатели по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Преподаватели, аспиранты, соискатели и магистранты кафедры принимают активное участие в международных конгрессах, международных и республиканских научных сессиях, научно-практических конференциях и семинарах. По результатам научно-исследовательской и научно-методической работы публикуются учебные пособия, рабочие тетради, практикумы, методические рекомендации, научные статьи, оформляются акты внедрения.
Основной организационной формой научно-исследовательской работы студентов на кафедре является студенческий научный кружок, в нем принимают участие студенты четырех факультетов университета и магистранты. Ежегодно на кафедре проводится студенческая научная конференция.

Выступление с докладом на студенческой научной конференции кафедры Олимпийского чемпиона зимних игр 2014 года в Сочи по фристайлу, выпускника магистратуры Антона Кушнира

Участники студенческой научной конференции кафедры
В рамках научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре организована научно-исследовательская лаборатория «Современные проблемы теории и практики физической культуры и спорта» (руководитель лаборатории – старший преподаватель Ю.С. Козловская).
Магистерские диссертационные работы магистрантов кафедры представлялись на Республиканском конкурсе научных работ студентов:
- работе магистранта В.Э. Занковца на тему «Структура физической подготовленности хоккеистов различного игрового профиля» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент В.П. Попов) присвоена I категория в 2015/2016 гг.;
- работе магистранта А.П. Мелехина на тему «Влияние использования подводящих упражнений на эффективность освоения базовых элементов скольжения в фигурном катании на коньках» (научный руководитель – кандидат биологических наук, доцент Н.А. Парамонова) присвоена I категория в 2015/2016 гг.;
- работа магистранта А.А. Тишкиной на тему «Специфика соревновательной деятельности одиночниц юниорок в фигурном катании на коньках» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент М.П. Ступень) стала лауреатом конкурса в 2018/2019 гг.;
- работа магистранта Ю.Ч. Гулицкого на тему «Повышение постуральной устойчивости у спортсменов 8–10 лет, специализирующихся в танцах на льду» (научный руководитель – кандидат биологических наук, доцент Н.А. Парамонова) стала лауреатом конкурса в 2018/2019 гг.
- работе магистранта А.Н. Милевской на тему «Использование компьютерных технологий для контроля домашнего задания по учебному предмету “Физическая культура и здоровье”» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Е.М.Якуш) присвоена III категория в 2019/2020 гг.
- работе магистранта А.В. Макарова на тему «Структура и содержание годичного тренировочного цикла у футболистов 18-20 лет (на примере команды ФК Торпедо-БЕЛАЗ)» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент П.М. Прилуцкий) присвоена II категория в 2019/2020 гг.
- работе магистранта С.В. Макарова на тему «Физическая и техническая подготовленность футболистов 7-17 лет (на примере команд ФК Торпедо-БЕЛАЗ)» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент П.М. Прилуцкий) присвоена I категория в 2019/2020 гг.
- работа студентов О. Беломутова, Я. Добышева (233 группа, СПФ МВС) на тему «Отношение девушек – учащихся 10–11 классов к самостоятельным занятиям физической культурой» (научные руководители – старшие преподаватели Ю.С. Козловская, Т.В. Лисица) заняла 2-е место в конкурсе на лучшую студенческую научную работу в области физической культуры, спорта и туризма – 2020 в номинации «Проекты студенческих научно-исследовательских лабораторий».
- работа магистранта Ли Сюе (КНР) на тему «Особенности спортивной подготовки девочек в волейболе на этапе начальной спортивной специализации (на примере спортивной школы г. Пекин)» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Баранаев) стала победителем конкурса на лучшую студенческую научную работу в области физической культуры, спорта и туризма – 2020 в номинации «Проекты, направленные на развитие сотрудничества Беларуси и Китая».
Кафедра ведет постоянную работу по повышению качества подготовки диссертационных работ магистрантов, аспирантов и соискателей. Большое внимание уделяется рациональному планированию научной работы, овладению и использованию современных методов научного исследования и обработки материалов исследований.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ
Международная деятельность
Международная деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:
- Участие в работе международных конгрессов, научно-практических семинаров, сессий, конференций;
- Публикация результатов исследований в сборниках материалов международных конференций;
- Участие в подготовке зарубежных специалистов через образовательный процесс студентов первой и второй ступеней высшего образования;
- Развитие личных контактов профессорско-преподавательского состава кафедры с целью взаимного обмена результатами практического опыта и исследований с коллегами профильных организаций различных стран (России, Украины, Болгарии, Польши и др.);
- Участие в судействе международных спортивных соревнований.
Идеологическая и воспитательная деятельность
В ходе образовательного процесса и научно-исследовательской работы на кафедре создаются условия для формирования гражданской и политической зрелости, социальной активности, патриотизма, гуманистического мировоззрения, готовности к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта. Формируются умения работать с нормативными правовыми актами и иными документами, знания основ законодательства и правовых норм. Проводятся регулярные воспитательные беседы по ведению здорового образа жизни в свободное от учебы и работы время, по недопущению злоупотреблений алкоголем, употребления наркотических средств и психотропных веществ, проводится работа по профилактике распространения ВИЧ-инфекций и COVID-19. Основной акцент ставится на индивидуальной воспитательной работе с обучающимися по формированию нравственного сознания и поведения, ответственности за результаты учебной деятельности.
В период прохождения производственной педагогической практики проводится работа по нравственному совершенствованию личности студентов, повышению их общекультурного уровня, развитию способности к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям, владению навыками работы в команде, умению осуществлять пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни. В период подготовки и написания курсовых работ формируется развитие мотивации и самомотивации, умение аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию, творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры.
На кафедре осуществляют работу студенческий научный кружок (СНК) и студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Современные проблемы теории практики физической культуры и спорта». В процессе их работы создаются условия для совершенствования и развития интеллектуального уровня и творческих способностей студентов, готовности к использованию системы научных знаний в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, формированию потребности повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Развивается умение взаимодействия со специалистами смежных профилей и способность проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.
Преподаватели владеют навыками и являются примером ведения здорового образа жизни. На кафедре уважительно и бережно относятся к историческому наследию и культурным традициям страны, толерантно воспринимают социальные и культурные различия в обществе. Сохранение, развитие и совершенствование имеющихся на кафедре традиций занимает важное место в организации и проведения идеологической и воспитательной работы.