RU | EN | 中文

Республиканский педагогический совет

 

В Республиканском педсовете принимают участие около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования, республиканских и местных органов государственного управления, а также представителей общественных объединений и отраслевого профсоюза. В центре внимания – стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года.

Перед пленарным заседанием Республиканского педсовета Главе государства продемонстрировали разработанный в Беларуси Единый информационно-образовательный ресурс, который сделан для школьников как дополнение к образовательному процессу. Он разработан в соответствии с учебными программами по учебным предметам по каждой теме. Учащиеся в том числе могут прослушать видеофрагменты с объяснением учебного материала и после этого проверить себя, пройдя специальные тестовые задания. В каждой теме размещены дополнительные материалы, которые не являются обязательными, но способствуют углублению знаний. Данный ресурс разработан лучшими учителями Беларуси, а потому фактически может выступать и в качестве методического ресурса для молодых педагогов.

Александр Лукашенко дал положительную оценку разработке.

“Дело хорошее, конечно”, – сказал Президент.

Как доложил Министр образования Игорь Карпенко, еще предстоит сделать белорусскоязычную версию ресурса. К этой работе уже приступили. Некоторые материалы будут еще дополняться и обновляться, в том числе в зависимости от возможных изменений в образовательных методиках и программах.

Александру Лукашенко также рассказали о реализации проекта “Гордость за Беларусь”, в котором отражены достижения страны за годы суверенитета.

Кроме того, в этом году завершается обновление содержания общего и среднего образования. С 1 сентября по новым учебным программам и учебным пособиям будут учиться школьники уже 11-го класса. В качестве примера Президенту продемонстрировали новый учебник по географии. В учебном пособии использованы различные наглядные материалы, позволяющие легко и доступно усвоить материал. Есть возможность ознакомиться и с дополнительной информацией. Разработчики уделили значительное внимание рубрике “Мир и Беларусь”. Ее вопросы и задания позволяют 11-классникам проанализировать процессы и явления, происходящие в стране в процессе глобализации. Например, в части влияния глобального потепления.

“Время ставит перед системой образования беспрецедентный по своей серьезности вызов”, – заявил Александр Лукашенко во время выступления на Республиканском педсовете.

Глава государства отметил, что с последнего подобного мероприятия прошло четыре года, причем последние два из них были непростыми и для страны, и для системы образования. “Очень важно, что вы приехали со всех уголков Беларуси”, – обратил он внимание.

“Много было испытаний. Это и пандемия, которая создала стрессовые условия и заставила на ходу перестраивать учебный процесс. Это и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое”, – подчеркнул Президент.

“Вы в очередной раз подтвердили, что образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики”, – сказал Александр Лукашенко.

“Вы сделали все, чтобы наши детишки учились, когда мы ничего не знали про вирус и было страшно выходить на работу. Знаю, какие угрозы сыпались в ваш адрес, когда начались бунты и блицкриг, особенно в Минске. В условиях травли вы мужественно делали свою работу: учили, воспитывали, терпеливо общались с агрессивно настроенными родителями”, –  обратил внимание Александр Лукашенко.

По его словам, во многом благодаря работникам системы образования удалось удержать подростков от противоправных действий, пусть и не всех. “Вы чуть ли не за руку их ловили. Эти дети, их родители сегодня должны сделать выводы и по-новому взглянуть на миссию учителя, его роль в судьбе народа и нашей страны”, – убежден Глава государства.

Он также заявил о предстоящей перезагрузке системы образования.

“Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности”, – подчеркнул Глава государства.

Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа – это школа. “Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм”, – сказал Президент.

Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.

Президент подчеркнул, что последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса – воспитательную.

В то же время Глава государства отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет. “Все эти разговоры, что мы упустили молодежь, – Министр настаивает, что это сплошная демагогия. Я так не скажу, но близко к этому. Молодежь во все времена одинаковая – бунтарская, порой радикальная, но в большинстве – конструктивная. Все это молодость”, – сказал Александр Лукашенко.

Вместе с тем, по словам Президента, объективно прошлый год показал, что есть предпосылки, которые могут привести к непоправимым последствиям. “Чем меньше остается тех, кто был воспитан на ценностях советского времени, тем острее мы это ощущаем, – убежден он. – В чем-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Во многих процессах не последнюю роль сыграли внешние силы. Вспомните программы Сороса. Мы вовремя свернули их здесь, но след остался. Свою лепту вносит и цифровизация – дети ушли с головой в интернет, а там, сами знаете, кто и как их воспитывает”.

“Но сейчас не об этом. Нет цели искать виновных. У нас с вами глобальная задача: найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза”, – добавил Глава государства.

Он отметил, что школа не может быть вне политики, но политика там может быть только государственная.

“Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна – государственная. Флаг и гимн – государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах – от США до Китая, включая Россию. Глава государства уверен, что профессионалы это понимают.

“Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны – это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Школа воспитывает не только учеников, но, что гораздо сложнее, перевоспитывает очень многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика? – спросил белорусский лидер. – Это даже основа, фундамент любой политики. Но он закладывается нами в школе”.

Александр Лукашенко подчеркнул, что патриота может воспитать только патриот. По его мнению, в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподает учитель. “Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот, – убежден он. – Почему так ставлю вопрос? Потому что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж. Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются – это самое страшное – от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит”.

Президент обратил внимание, что зачастую в соседних странах белорусским студентам вкладывают в голову не столько новые знания, а другую идеологию, делают из них идейных противников белорусского государства. Это подтвердили события начала пандемии. Из Польши после введения карантина была выдворена белорусская учащаяся молодежь. В родной же стране, которая без проблем приняла их домой, они решили выступить за разрушение государства.

Александр Лукашенко отметил, что, с одной стороны, белорусские педагоги выпускают из школ перспективных студентов и готовят высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. Эту работу он оценил на “десятку”. С другой – есть пробелы в воспитательной функции учреждений образования. “Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты. Все наши косяки, негативные события прошлого года – это наши школьные косяки”, – добавил Глава государства.

Александр Лукашенко также высказался о спорах на тему распределения ответственности в воспитании детей.

“Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду – мы все: общество, школа, родители – отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может”, – заявил Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что, когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил известный советский педагог Василий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце.

“Если вы уж приобрели это имя – учитель, отдавайте свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения, – обратил внимание Президент. – А то, что происходит сегодня, никуда не годится. Некоторые родители вдруг решили, что могут смотреть на учебный процесс и на воспитание ребенка со стороны. Не обижайтесь, но среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей”.

В Беларуси начинают развивать проект “Родительские университеты”. Это известная форма работы с родителями. “Ну а кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе – это же и ответственность родителей”, – подчеркнул Глава государства.

Очень многое зависит от семьи, ведь отношение к учебе и учителю формируется там, отметил Александр Лукашенко. Президент считает, что ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно.

“Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай: что они сделали для своего ребенка”, – заметил белорусский лидер.

“Что касается зоны нашей ответственности, министр доложил о принятых мерах по наведению дисциплины и порядка в школах. Это правильно и напрямую связано с вопросами безопасности детей. Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием”, – сказал Александр Лукашенко.

Президент призвал родителей с пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей.

“Министр доложил о принятых мерах по наведению дисциплины и порядка в школах. Это правильно и напрямую связано с вопросами безопасности детей. Призываю в первую очередь родителей отнестись к требованиям школы с должным пониманием”, – сказал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что быть единомышленниками в теме безопасного поведения детей в интернете – в общих интересах родителей и государства. “Все, что там происходит, – это, конечно, виртуальная, не настоящая жизнь. Но последствия таких явлений, как буллинг, троллинг, груминг, и прочих угроз вполне реальны. Повторяю: ответственны мы все. Если, не дай Бог, ребенок подвергается травле в сетях, да и в живом общении, то вопросы есть и к родителям, чьи дети ведут себя неадекватно, и к классному руководителю, который отвечает за психологический климат в коллективе”, – отметил Глава государства.

Для этого, по его словам, надо больше времени уделять общению с детьми вне школьных занятий. “Да, это непросто, учитывая занятость и бешеный ритм жизни современного взрослого человека. Но цена наших усилий – безопасность детей. В конце концов – их будущее и судьба страны, – обратил внимание белорусский лидер. – Отнеситесь серьезнее к шестому школьному дню. Когда он наполнен спортивными, культурными мероприятиями, в них вовлечены в том числе родители, когда все организовано интересно и с душой – школа и семья объединяются. Вы знаете, это дорогого стоит”.

Президент потребовал навести в школах порядок, чего бы это ни стоило.

“Хочу сказать вам и Министру прежде всего – всем тем, кто сегодня отвечает за школу. Это мое непреклонное требование как человека (не только Президента), который свои первые шаги делал в школе – сельским учителем. Школа – это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей”, – сказал Александр Лукашенко.

“Наведите порядок в школе, чего бы это нам ни стоило. И посмотрите: через год-два школа будет совсем другая и статус учителя, о котором мы говорим, будет совсем иной. Я бы даже сказал больше: используйте любые методы, но наведите порядок в школе”, – потребовал Президент.

По словам Главы государства, есть немало примеров, когда учителя выглядят не лучшим образом на фоне учеников.

Президент напомнил о ранее поставленной задаче освободить педагогов от выполнения несвойственных им функций и сократить документооборот.

“Про функции, несвойственные педагогам, излишний документооборот даже и говорить сегодня не хочу. Если вопросы не решены, полетят головы. Прежде всего с Министра образования и профильного вице-премьера. Я вам больше об этом говорить не буду. Запомните!”, – предупредил белорусский лидер.

Глава государства назвал актуальнейшим вопрос о статусе педагога. “Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, и в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования”, – подчеркнул белорусский лидер.

“С 1 января 2022 года мы должны найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Поручаю правительству в ближайшее время внести соответствующие предложения”, – сказал Глава государства.

Он также поручил подумать и доложить, как можно поддержать специалистов дошкольных учреждений. “Труд воспитателей и их помощников такой же сложный и очень важный”, – подчеркнул он.

“Все, что мы сможем себе позволить, учитывая возможности экономики страны, мы сделаем”, – заверил белорусский лидер.

Наряду с этим он акцентировал внимание, что статус учителя – это и его авторитет, который не продается и не покупается ни за какую зарплату и деньги. “Многое, если не все, зависит от личности, характера, компетентности и профессионализма самого педагога. Уверен, вы это понимаете. И на своем, государственном уровне мы должны видеть таких  людей. И делать для них все возможное – от государственных наград до заработных плат, жилья и так далее”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

На педагогическом форуме Глава государства высказался о содержании школьной программы. “Министерство отчиталось, что программы и учебники обновлены. И в истории нашей независимости мы делаем это с завидной регулярностью”, – отметил он.

Александр Лукашенко напомнил, что отдельные советские учебники выдержали более 20 переизданий, отмечались госпремиями, были написаны ярким, живым языком с учетом возрастных особенностей школьников. Они также были последовательными, логичными и увлекательными, а их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую.

“А что сегодня? Претензий к современным учебникам по-прежнему тьма. В том числе и со стороны вас, практикующих педагогов. Так быть не должно. Эксперименты с учебниками должны быть прекращены. И вас, учителей в том числе, призываю: доведите до ума то, что написано, и тогда уже будете отчитываться. Надеюсь, что на моем уровне разговор про учебники последний”, – подчеркнул белорусский лидер.

Президент отметил, что никакие гаджеты и “цифра” не заменят в образовании и тем более в школе учебники и учителей. “Учебник и учитель – это главное”, – сказал Президент. Он высказал критические замечания к качеству подготовки учебных материалов в плане как внешнего оформления, так и содержания. “Мы на это денег не пожалеем. Но вы же издавайте учебник!” – сказал он.

Александр Лукашенко уверен, что учебник был и будет основным рабочим инструментом не только ученика, но и учителя, даже несмотря на стремительное развитие электронных образовательных ресурсов.

Выступая на педагогическом форуме, Президент отдельно высказался об учебниках по гуманитарным дисциплинам – истории, обществоведению. “Пора поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. Мы должны четко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа”, – заявил он.

Александр Лукашенко напомнил о своем разговоре со студентами-историками 9 мая на Кургане Славы. Они тогда выступили с инициативой подготовить учебник о войне, который был бы интересен молодежи, выразили готовность принять самое активное участие в его разработке. “Рассчитываю, что в новом учебнике с учетом открывшихся фактов будут расставлены все акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых мы раньше мало говорили. Очевидно, что нужно активнее привлекать к такой работе молодежь: студентов, аспирантов, начинающих ученых. Учитывать их мнение, их видение проблем. Пусть спорят, пусть отстаивают свою точку зрения. Это нормально. От этого будет только польза для всех”, – уверен Глава государства.

Он также обратил внимание, что надо выработать систему организации экскурсий школьников по памятным местам.

“Знаете, тот, кто побывал в Хатыни, с этими “тряпками” на улице не ходил. А это же наше достояние. И мы своих детей с этими фактами нашей истории не сумели, не смогли, просто не захотели, упустили этот вопрос, не познакомили”, – сказал Александр Лукашенко.

По его словам, государство выделит нужные средства. “Но надо понимать, что должны подключиться и предприятия, и родители, и школа. Школа – организовать. Пусть маленькую копейку, но родители профинансируют, чтобы они понимали это. И будем рекомендовать предприятиям государственной и частной формы собственности заниматься этим вопросом, – отметил Президент. – За этим дело не станет. Надо выработать систему и ее придерживаться. Будет система, вы получите необходимый транспорт, финансирование для того, чтобы проводить эти экскурсии. Тема не просто взята на контроль. Она уже реализовывается”.

Александр Лукашенко отметил, что цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся.

“Безусловно, мы будем использовать элементы дистанционного обучения, внедрять их в учебный процесс. Наверное, это объективная необходимость. Тем не менее хочу вас предостеречь: цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся”, – заявил Глава государства.

“Учитель на уроке – не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Это вопрос профессиональной пригодности и имиджа. Кстати, и статуса тоже”, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко отметил, что в обществе все еще недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов. Он акцентировал внимание

, что подготовка кадров для экономики – это сфера ответственности наших вузов, техникумов, ПТУ. “Здесь один критерий – эффективность работы, конкурентоспособность. И учреждений образования, и преподавателей, и подготовленных ими кадров. Мы видим, с какой скоростью меняются способы производства, структура экономики, рынки труда. Это серьезный вызов системе профессионального образования. Административный механизм решения такой задачи у нас есть”, – сказал Александр Лукашенко.

Он отметил, что Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и экономикой страны профессии, формировать заказ для Министерства образования: “Но что мы видим на практике, особенно когда открываем новые предприятия? Дефицит кадров”.

Президент уверен, что все начинается со школы – с качества профориентационной работы: “Насколько мы действительно помогаем нашим детям понять свое предназначение, определиться с профессией, которая станет делом всей жизни? Насколько активно в этом процессе принимают участие наши предприятия – заказчики кадров?”

“До сих пор мы наблюдаем оголтелую гонку за дипломами о высшем образовании. Получают их дети, а потом, как сейчас модно говорить, всю жизнь ищут себя. То зарплата не та, то статус не тот, то добираться далеко до работы и так далее. Родители и дети по-прежнему недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовки таких специалистов”, – обратил внимание Александр Лукашенко.

Он подчеркнул, что молодежь, которая сегодня обучается в техникумах, по своим компетенциям не уступает студентам вузов. “Я видел, когда посещал автомеханический колледж, с каким оборудованием там учат работать. К нему ведь без знаний точных наук, компьютера, современных технологий не подступишься. И дети, которые туда пришли, выбором своим довольны. И свой первый рубль, причем полновесный, уже зарабатывают”, – привел пример Глава государства.

“Убежден, что вы – педагоги, преподаватели, министры, которые присутствуют здесь, – понимаете, что в первую очередь на таких специалистах держится экономика страны. Мы вместе должны подумать, что надо сделать, чтобы престиж этих профессий был высоким. Это стратегическая задача”, – резюмировал Президент.

Президент также заметил, что практика целевой подготовки специалистов в вузах себя абсолютно оправдала.

“Все хорошо знают, что лучшей формы обеспечения госзаказа, чем целевой набор, на сегодняшний день не придумано. Такая форма работы себя абсолютно оправдала”, – сказал Президент.

По его словам, есть поручение руководителям промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, отраслей экономики расширить эту форму работы. “Тем более что проблем с выбором вузов для подготовки кадров у заказчиков точно быть не должно”, – отметил Глава государства.

Кроме того, отметил Президент, белорусским вузам предстоит жесткая конкуренция между собой.

“У нас полсотни учреждений высшего образования – университетов, академий, институтов. В сопоставимых по территории и количеству населения странах (Швейцария, Дания, Финляндия, Израиль) вузов в 2-3 раза меньше, чем у нас. О чем это говорит? О том, что нам не избежать жесткой конкуренции среди самих учреждений в подготовке необходимых для отечественной экономики специалистов”, – сказал Президент.

“Будьте на гребне прогресса. Дадите стране ученых, инженеров, конструкторов, других специалистов, способных создавать новые продукты и технологии, – будете работать. Нет – попадете под естественный отбор”, – предупредил Александр Лукашенко.

Президент поручил до второго чтения в парламенте новой редакции Кодекса об образовании еще раз его тщательно проанализировать.

“Первое чтение кодекс прошел. Это конституция в образовании. Давайте еще раз перед вторым чтением у Президента обратим внимание на спорные, если есть, моменты. И построим такой разговор до начала работы осенней сессии нашего парламента. Мы еще раз со специалистами вернемся к этому вопросу. Чтобы потом руками не разводили, что мы что-то где-то пропустили. И, как всегда, будет в этом виноват Президент”, – сказал Александр Лукашенко.

Глава государства в целом отметил, что еще перед прошлым составом парламента была поставлена задача по кодификации законодательства. “Надо все, что мы наработали, поместить в одну корзину – кодекс. Точно так мы подошли к кодификации законов об образовании. Но параллельно – жизнь меняется – мы видим, что некоторые вещи мы упустили. Мы должны подправить, толкнуть вперед, где это нужно, отдельные направления нашего образования”, – подчеркнул белорусский лидер.

Президент отметил, что предстоит решить принципиальные вопросы, от которых зависит успешность образовательной сферы. “А это не только кодекс, о котором мы говорили. Потому что в кодексе все не пропишешь. Как и в других нормативных актах, которые мы должны будем принять. Особенно в тех, которые касаются школоустройства”, – отметил Александр Лукашенко.

“Поручаю выработать также стандарт, где закрепим четкие требования, начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя, – сказал белорусский лидер. – И все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно. Это, кстати, будет помощью в наведении порядка в школе и работе с родителями. Это делается для того, чтобы снять все спорные вопросы или недопонимание между семьей и школой”.

Александр Лукашенко подчеркнул высокую роль педагогов в развитии общества.

“Мы умеем делать все: спасать жизни людей, совершать героические поступки, мы умеем решать большие экономические задачи. Это вы – учителя и преподаватели вузов. Но и негативное, косяки нашей жизни – это тоже вы. Поэтому давайте сделаем так, чтобы этих косяков было как можно меньше и будем в этом направлении работать”, – призвал Глава государства.

Как отметил Александр Лукашенко, он часто говорит о том, что мир ошалел и обезумел. И то, что есть возможность собираться вместе и проводить в том числе такие общереспубликанские мероприятия, как педсовет, характеризует то, что в Беларуси люди живут спокойно и нормальной жизнью. “Другие страны это себе позволить не могут. Потому что они уже воюют, а некоторые готовятся к войне. Нас Бог спас. Ну и мы сами не дремали – защитили свою страну. Поэтому давайте будем ценить то, что есть. И давайте сделаем так, чтобы не было хуже, чтобы мы сберегли то, что у нас ценится, и то, что народ наш считает достоянием”, – резюмировал белорусский лидер.

“У нас есть все для того, чтобы дети получали нормальное образование и устраивались в жизни. Все, что зависит от власти, поверьте, мы сделаем для вас по максимуму. Будут деньги – последнюю копейку мы отдадим учителю”, – заявил Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что говорит об этом не потому, что выступает сейчас перед педагогами: лести он сам не любит. “Просто без учителя нет страны, – отметил Глава государства. – Не позволено на учителя не то что кулак поднять, пальцем показать. И это будет всегда”.

Белорусский лидер отметил, что в будущем году образованию будет уделено особое внимание.

“Давайте загоримся одной идеей – давайте нашу страну защитим. Это страна для ваших детей. Вот ее надо для детей сохранить. Если мы с таким чувством придем в школу, мы сделаем дело и решим те проблемы, которые стоят перед нами сегодня”, – заявил Глава государства.

Президент отметил, что услышал мнения всех выступающих на пленарном заседании по различных вопросам. “Будущий год мы посвятим образованию. Мы должны рассмотреть все – от приема в школу”, – сказал Александр Лукашенко.

Также, по его словам, отдельное внимание будет уделено строительству и размещению школ в городах. Проблем в этом немало, отметил Глава государства. “У нас хватает школ, но возникла проблема. Допустим в Минске, в центре, свободны детские сады и школы (население уже постарше, не рожают), а молодежь, которая рожает, живет на окраине, и мы начинаем штамповать там школы. А это колоссальные деньги”, – обратил внимание Глава государства.

По его словам, подобные вопросы возникают и в регионах, когда в сельских школах не хватает учащихся, а педагогам из-за нехватки педагогических кадров приходится вести несколько предметов. Такие школы пришлось закрывать. Но был организован подвоз учеников из деревень в райцентры. “От меня требуют школу не закрывать. Так мы что, для галочки детей в школу отправляем? Они же за знаниями идут. А какие будут знания, если один учитель одновременно ведет три урока в одном классе, – подчеркнул Президент. – Точно так и в Минске. Почему мы боимся подвезти, если надо, отдельные маршруты организовать? Это будет значительно дешевле”.

Отвечая на вопрос одной из участниц пленарного заседания Республиканского педсовета, Александр Лукашенко отметил, что не исключает, что 2022 год в Беларуси может быть объявлен Годом учителя и образования.

По информации https://president.gov.by/ru