RU | EN | 中文

Кафедра физической реабилитации

DSC_0805

Заведующий кафедрой

ПАНКОВА МАРГАРИТА ДМИТРИЕВНА
доцент, кандидат педагогических наук

Контактный телефон:  + 375 17 350 63 38


О кафедреСотрудникиОбразовательный процессНаправления деятельностиНовости

Инициатором создания и первым заведующим кафедры реабилитации и нетрадиционных методов оздоровления был доктор медицинских наук А.И.Герус. Затем кафедру возглавила его ученица – доктор педагогических наук Т.Д. Полякова. Энтузиастами развития направления «Нетрадиционные методы оздоровления и реабилитации» были доктор медицинских наук, профессор, академик, Почетный доктор Белорусского государственного университета физической культуры Б.В. Дривотинов; доктор педагогических наук, профессор Т.Д. Полякова; кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Панкова, доктор медицинских наук, профессор И.С. Гулько; кандидат медицинских наук, доцент Н.Л. Дорошевич; кандидат медицинских наук, доцент В.М. Алашеева; старшие преподаватели В.Б. Лошаков и Е.К. Скорняков.

В 1995 году кафедра нетрадиционных методов оздоровления и реабилитации была переименована в кафедру физической реабилитации.

С 1999 года кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Панкова. Она автор более 160 публикаций по проблемам физической реабилитации больных с диагнозами «инфаркт миокарда», «хроническая ишемическая болезнь сердца», «остеохондроз», больных с травмами и повреждениями опорно-двигательного аппарата, а также ряда публикаций по подготовке спортсменов высокой квалификации, специалистов по физической реабилитации и эрготерапии, является членом Международной ассоциации Sport Kinetics». М. Д. Панкова проходила стажировку в Германии и Польше. С 1978 по 1993 год работала научным сотрудником лаборатории реабилитации Белорусского научно-исследовательского института кардиологии, где выполнила диссертационную работу.

Процесс становления кафедры связан с именами известных ученых и специалистов в области медицины, реабилитации, физической культуры и спорта: доктором исторических наук, профессором B.C. Филипповичем; доктором педагогических наук, профессором В.А. Соколовым; кандидатом педагогических наук, профессором В.М. Киселевым; доктором медицинских наук, профессором Э.С. Гиткиной; доктором медицинских наук, профессором Э.И. Зборовским; В.В. Колбановым; И.С. Сикорской;Ю.П. Хейдаровым.

В 2002 году специализация преобразована в специальность «Физическая реабилитация и эрготерапия (по направлениям)». Подготовку специалистов ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, имеющий высокий уровень теоретической подготовки и практический опыт.

За 27-летний период работы на кафедре сформировалась научно-педагогическая школа, руководителями которой являются Т.Д. Полякова и М.Д. Панкова. Основное направление научной деятельности школы – проблема кадрового обеспечения службы реабилитации Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь – инструкторами-методистами по физической реабилитации и инструкторами-методистами по эрготерапии для работы в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, реабилитационных и абилитационных центрах и других учреждениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

На кафедре помимо белорусских обучающихся прошли подготовку иностранные студенты, магистранты и аспиранты из Польши, Ливана, Палестины, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Китая, Ливии, Ирака.

Научно-исследовательская школа поддерживает связи с регионарными университетами.

Международное сотрудничество осуществляется с Институтом спорта (г. Варшава), Академией физического воспитания им. Ю. Пилсудского (г. Варшава), Высшей школой физического воспитания и туризма в Супрасле (г. Белосток), факультетом физического воспитания Познаньской академии физического воспитания (г. Гожув Великопольский), Государственным институтом физической культуры (г. Днепропетровск).

Кафедра решает следующие приоритетные задачи:

  • Подготовка высококвалифицированных кадров для системы здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, сферы социальной защиты;
  • Теоретико-методическое обеспечение системы подготовки специалистов по физической реабилитации и эрготерапии;
  • Пропаганда здоровьесберегающих технологий, внедрение программ физической реабилитации и эрготерапевтической помощи в практику лечебных и лечебно-профилактических учреждений, реабилитационных и абилитационных центров.

Учебные дисциплины, закрепленные за кафедрой

Направление специальности – Физическая реабилитация и эрготерапия (физическая реабилитация):

  • Теоретико-методические основы физической реабилитации и эрготерапии;
  • Основы частной патологии;
  • Физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов;
  • Физическая реабилитация при повреждении опорно-двигательного аппарата и нервной системы;
  • Спортивно-педагогическое совершенствование.

Направление специальности – Физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия):

  • Теоретико-методические основы физической реабилитации и эрготерапии;
  • Основы частной патологии;
  • Эрготерапия в педиатрии;
  • Эрготерапия при инвалидизирующих патологиях.
  • Спортивно-педагогическое совершенствование.

Кафедра осуществляет подготовку специалистов по 2 направлениям:

  • Направление специальности 1-88 01 03-01 «Физическая реабилитация и эрготерапия (физическая реабилитация). Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по физической реабилитации. Преподаватель физической культуры»
  • Направление специальности 1-88 01 03-02 «Физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия). Квалификация специалиста: « Инструктор-методист по эрготерапии. Преподаватель физической культуры»

Физическая реабилитация и эрготерапия (физическая реабилитация)

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – восстановление утраченных функций и/или их компенсация при невозможности истинного восстановления посредством использования физических факторов, таких как физические упражнения (массаж, биомеханическая стимуляция) и преформированные физические факторы (физиотерапевтические процедуры).

Выпускники кафедры работают в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, реабилитационных центрах, системе образования и в НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь.

Обучение по направлению «Физическая реабилитация» проводится на дневной и заочной форме получения образования.

Обучение: дневная форма получения образования в течение 4 лет, заочная – 5 лет.

Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по физической реабилитации. Преподаватель физической культуры»

Физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия)

DSC03767ЭРГОТЕРАПИЯ – реабилитационная специальность, помогающая людям всех возрастов, имеющих повреждение, болезнь, когнитивные нарушения, отклонения в развитии, трудности в обучении или физические отклонения быть максимально независимыми в повседневной жизни.

Эрготерапия представляет собой терапию посредством занятий (целенаправленной деятельности), направленных на восстановление или компенсацию утраченных функций и независимости у лиц, которые в силу состояния здоровья не могут осуществлять уход за собой, заниматься продуктивной деятельностью и проводить свой досуг.

Решением лечебно-контрольного совета №10 от 30.11.2010 г. «О работе службы лечебной физкультуры» пункт 2.5 во всех отделениях медицинской реабилитации должны быть организованы кабинеты эрготерапии.

Поэтому на сегодняшний день потребность в эрготерапевтах значительно превосходит количество дипломированных специалистов.

Области эрготерапии: неврологическая реабилитация, реабилитация в педиатрии, арт-терапия, поддерживающая окружающая среда, невербальная коммуникация, медицина катастроф, психиатрия и психическое здоровье, алкоголизм, наркомания, токсикомания, гериатрия, рекреация, инструментальная деятельность в повседневной жизни (эргономическое оборудование жилья и др.

Обучение: дневная форма получения образования, 4 года. Квалификация специалиста: «Инструктор-методист по эрготерапии. Преподаватель физической культуры».

Международная деятельность

Международная деятельность кафедры физической реабилитации ­– одно из важнейших, перспективных направлений развития кафедры.

В деятельности кафедры важное место занимает международное сотрудничество, направленное на становление и развитие связей с высшими учебными заведениями и организациями зарубежных стран в области научно-исследовательской работы и образовательного процесса.

Сотрудники, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты кафедры принимают активное участие в международных научно-практических конференциях и семинарах.

Кафедрой осуществляется также подготовка магистрантов и аспирантов из зарубежных стран – Ирана, Китая  и др.


Идеологическая, воспитательная и волонтерская деятельность

В вузе одной из основных задач воспитательной работы является нравственное воспитание, основанное на принципах активного гуманизма. Нравственное воспитание, как и другие виды воспитательной деятельности, тесно связано с практикой, реальными процессами жизни общества и индивида. Отрыв теории от результатов моральной деятельности людей формирует у обучающихся такие отрицательные качества как лицемерие, демагогия, ханжество. Именно поэтому основным требованием нравственного воспитания является единство слова и дела, обязательность и ответственность в выполнении дел, направленных на благо других людей. При этом процесс воспитания должен быть связан с требованиями целесообразности, здравого смысла и социальной значимостью конкретных дел.

Одним из таких конкретных социально-значимых дел для студенческой молодежи может стать милосердная деятельность, реализующаяся в виде волонтерского движения.

Слово «волонтёр» вошло в нашу жизнь относительно недавно, но уже получило широкое распространение, как впрочем, и само волонтёрское движение. Сферы применения волонтёрского труда очень обширны. Это и экология, медицинская, социальная помощь детям, людям с инвалидностью, престарелым. Волонтеры стали неотъемлемой частью любой Олимпиады, Чемпионата Мира и Европы: они оказывают помощь не только участникам соревнований, официальным лицам и журналистам, но и армии болельщиков, особенно иностранцам.

Из всего этого многообразия волонтерской деятельности на кафедре ФР было выбрано одно стратегическое направление – помощь людям с инвалидностью, а именно:

Помощь в подготовке и проведении благотворительных массовых мероприятий.

  • Оказание систематической практической помощи детям с особенностями психофизического развития
  • Оказание систематической практической помощи людям, испытывающим трудности при передвижении (инвалиды-колясочники, дети с ДЦП и др.)
  • Оказание методической помощи коррекционно-развивающим центрам и др. организациям, работающим с людьми с тяжелыми и \или множественными нарушениями развития
  • Участие в тренингах и обучающих семинарах
  • Помощь в организации и судействе соревнований по адаптивным видам спорта

Показание волонтерской помощи при организации и проведении экскурсий с людьми с инвалидностью

100% студентов дневной формы получения образования кафедры физической реабилитации принимают активное участие в волонтерской деятельности.

Что же дает участие в волонтерской деятельности для студентов…

1. Развитие таких социально-личностных качеств как ответственность, эмпатия, сострадание
2. Развитие профессионально-значимых качеств
3. Расширение круга общения
4. Развитие способностей, не связанных непосредственно с будущей профессиональной деятельностью (коммуникативные качества и навыки личности к адаптации и личностному росту, освоение навыков общения и др.)

Наибольшие традиции организации волонтерской деятельности накоплены на кафедре физической реабилитации, где волонтерское движение существует уже более 15 лет. Уже с первых дней основным в работе волонтеров было постоянное, а не разовое взаимодействие с теми людьми, которые нуждаются в помощи волонтеров.

Кафедрой налажено активное сотрудничество со следующими организациями:

Министерством труда и социальной защиты и благотворительным общественным объединением «Мир без границ», в рамках проведения Республиканской спартакиады для воспитанников домов-интернатов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

Общественным объединением «Белорусское общество инвалидов», общественным объединением «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников». В летний период студенты кафедры оказывают помощь в организации и проведении лагерей активной реабилитации инвалидов-колясочников.

Республиканским общественным объединением «Белорусская ассоциация помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам»

Городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации №2 Фрунзенского района г.Минска

Территориальным центром социального обслуживания населения Московского района г. Минска (отделение дневного пребывания инвалидов), Территориальным центром социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска (отделение дневного пребывания инвалидов)

Учреждением образования «Детский дом №3 г. Минска», где находятся дети дошкольного возраста с особенностями психофизического развития

Общественным объединением инвалидов «Особый мир», СШ №25 и СШ №9 г.Минска, где организовано интегрированное обучение обычных детей и детей с нарушением функции ОДА

Спортивно-реабилитационным комплекс «ЭГАЛИТЕ»

Туристической фирмой «Велнес-путешествие». С 2012 года кафедра начала сотрудничать с туристической компанией Велнесс-путешествие, развивающая такое направление как паратуризм. Студенты кафедры принимают участие в качестве персональных ассистентов людей с нарушением функций ОДА. И вместе с тем, познают родную страну. Это очень перспективное направление мы планируем развивать и дальше.


С 2012 года на кафедре проводятся ежегодные Недели волонтерства. Основная цель ее проведения – активное вовлечение студентов-первокурсников в волонтерскую деятельность, традиции которой были заложены с первого дня основания кафедры. Чтобы работа волонтеров была плодотворной и эффективной, в нее необходимо внести организаторские начала. Поэтому со студентами мы проводим беседы, лекции, тренинги по особенностям организации работы и общения с различными группами инвалидов.


На кафедре физической реабилитации для студентов 1 курса организуется тренинг по введению в волонтерскую деятельность, который проводят студенты, уже имеющие опыт участия в волонтерских мероприятиях. Студенты становятся не только участниками, но и организаторами волонтерского мероприятия. Кроме радости, которую студенты подарят участникам, они получат прекрасный опыт организаторской деятельности и работы в команде.

Об ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников»

Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» существует с 1997 года. ОО «РАИК» позиционирует себя как общественную организацию, имеющую своей целью социальную реабилитацию инвалидов-колясочников, интеграцию их в общество, отстаивание гарантированных прав и исключение всех видов дискриминации.

Среди основных видов деятельности можно выделить: лагеря-семинары активной реабилитации, программа «Первый контакт», проведение обучающих и просветительских тренингов для инвалидов и сотрудников организаций, работающих с инвалидами, способствование созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью в Республике Беларусь.

В Беларуси проживает около 22000 человек, передвигающихся на инвалидных колясках. И очень важно, чтобы люди с инвалидностью не испытывали дискриминации ни в чем — ни при передвижении по городу, ни при получении образования, ни при устройстве на работу, ни во время лечения в медицинских учреждениях. А помощь, которую они при этом получают, была корректной и безопасной как для них самих, так и для тех, кто ее оказывает.

22 сентября 2020 г. кафедра физической реабилитации провела мотивационное собрание со студентами 2, 3 и 5 курсов.

На нем обсуждались актуальные проблемы образовательного процесса, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы в университете.